Тихонов Д.И. Уйгуры в VI—IX веках

I

 Формирование уйгурской народности, как и других, есть длительный и сложный процесс развития не только самих уйгуров, но и тех этнических компонентов, которые ассимилировались уйгурами на протяжении многих столетий. Одни предшественники входили незначительными компонентами, тогда как другие являлись основным ядром, последовательно сменявшим свое название и представлявшим новую ступень развития этнической общности. Такими предшественниками уйгуров были: чиди-динлин-гаогюй-тейле-хуэйхэ-уйгуры.

 При суйской династии (589—618 годы) гаогюйские четыре рода юаньхэ, пугу, тунло, баего объединились в союз, возглавляемый наиболее сильным родом юаньхэ, и стали называться хуэйхэ.

 Это название в свое время вызвало продолжительный спор и породило обширную литературу. Спор шел не только о самом на звании хуэйхэ (оно служило исходным для решения вопроса), но и об этнической принадлежности уйгуров. Относительно происхождения названия хуэйхэ высказывались самые различные предположения, основанные на филологическом анализе и логических доводах.

 Различные точки зрения подробно рассмотрены В. В. Радловым и Д. Позднеевым. 1 Поэтому здесь следует очень коротко указать лишь на основные разногласия. Спор начался после выхода работы Ю. Клапрота «Сочинение о языке и письменности уйгуров», 2 в котором он считал уйгуров тюрками.

_____

1. Радлов. К вопросу об уйгурах; Позднеев. Исторический очерк уйгуров.

2. Klaproth. Abhandlungen über die Sprache und Schrift.

[22]

Я. Шмидт, возражая Клапроту, утверждал, что уйгуры и тангуты относятся к тибетцам. Эта точка зрения об этнической принадлежности уйгуров к тибетцам не нашла сторонников.

 Н. Я. Бичурин в исторической части «Записок о Монголии» правильно доказывал, что хуэйхэ и уйгуры — один и тот же народ, но, развивая это положение, он отождествлял хойху с ойхор и на основании этого считал уйгуров тоже монголами по происхождению. 3

 Наиболее простое и вместе с тем убедительное объяснение предложил В. П. Васильев. Оно было высказано им устно в беседе, поэтому Д. Позднеев решил его напечатать в своей работе. 4

 В. П. Васильев считает, что хуэйхэ есть уйгуры, но не фонетический переход с тюркского на китайский и не транскрипция, а просто перевод. Глагол хуэйхэ в китайском языке означает соединиться, и китайцы этим словом перевели уйгурский глагол уймак, имеющий то же самое значение. Гипотеза В. П. Васильева не была опровергнута. Если слово уйгур образовано от уймак, как пишет Рашид ад-дин, то следует согласиться с мнением Васильева о простом переводе уйгурского слова на китайский язык. Фонетического перехода слова уйгур в хуэйхэ не может быть.

 В. В. Радлов писал, что «уйгуры не только принадлежали к числу древнейших тюркских племен, но это был весьма распространенный тюркский народ». 5

 Д. Позднеев, не возражая против утверждения В. В. Радлова о тюркском происхождении уйгуров, счел нужным сделать оговорку о том, что вопрос об уйгурах остается открытым. 6 Однако у тюркологов не осталось сомнений в этом вопросе. В. В. Бартольд в своей работе «История турецко-монгольских народов», равно как и в других, исходил из того, что уйгуры — тюрки, и рассматривал всю их историю в этом аспекте. 7

 В последнее время напечатана статья Г. Клаусона о названии уйгуров. Автор вновь пытается рассмотреть законы образования слова уйгуры, однако и после его работы нельзя считать вопрос решенным. 8 После разбора многих примеров Г. Клаусон приходит к заключению, что здесь филологам предстоит еще очень много работы. В этом автор прав.

 Ближайшие предшественники уйгуров гаогюй во второй половине V века после продолжительной борьбы с жуань-жуанями разделились на две части. Одни ушли на север в долины рек Орхона, Селенги, а другие к Алтаю и Тянь-Шаню. Видимо, с этим делением следует связывать указание о том, что он-уйгуры, со-

____

3. Бичурин. Записки о Монголии.

4. Позднее в. Исторический очерк уйгуров, стр. 50.

5. Радлов. К вопросу об уйгурах, стр. 20.

6. Позднеев. Исторический очерк уйгуров, стр. IX.

7. Бартольд. История турецко-монгольских народов.

8.CIausan. The name uygur.

[23]

ставлявшие южное объединение, в III веке начали передвигаться на запад, а токуз-уйгуры — северное объединение — подались на север. Союз гаогюйцев возглавляет более многочисленное племенное объединение юаньхэ. Оно является основным противником жуань-жуаней, а позднее сильного племени сейянто. В конце VI и в начале VII века тюркские народы Центральной Азии были известны под названием теиле. В этот период наиболее влиятельным считалось племя вэйхэ. В истории танского времени сказано, что юаньхэ в предшествующий суйский период называлось вэйхэ. Следовательно, один и тот же народ известен под разными названиями. Союз юаньхэ состоял из девяти родов, и главную роль играл род иологэ-яглакар.

 В надгробной надписи уйгурского кагана Моюн-чура, относящейся к середине VIII века, сказано: «Калмысы будун он yiгyp токуз огуз уза jуз jыл олурупс» — «оставшимся народом десять уйгуров и девять огузов более ста лет мы управляли». 9

 Едва ли может возникнуть сомнение в том, что этноним уйгуры, дошедший до нас в памятниках VIII века, был известен его носителями задолго до этого времени. Надпись на могильном камне Моюн-чура отразила определенный этап консолидации уйгуров. Новое название относилось ко всему объединению и к каждому компоненту в отдельности. Все десять частей, входивших в союз, назывались уйгурами. Видимо, свои прежние родовые деления они успели забыть, по крайней мере в надписи они не названы. Новый этноним не мог прочно закрепиться за одно десятилетие, несомненно потребовалось длительное время, чтобы название политического и военного союза стало этнонимом народа. В этой связи необходимо обратить внимание на «Суджинскую надпись», в которой сказано: ujvur jarihta — «в уйгурской земле». 10 Если бы этноним уйгуры еще не стал всеобщим, то следовало бы ожидать в тексте — в земле десяти уйгуров. Авторы надписи ясно представляли, что этноним уйгуры стал общим.

 Название уйгуры появилось одновременно с китайским названием хуэйхэ. Это китайское название в свое время породило обширную литературу. Авторы выясняли не только смысл названия, а, беря его за основу, решали вопрос об этнической принадлежности уйгуров. Некоторые авторы высказывали мнение о монгольском и тангутском их происхождении. Однако это мнение не встретило поддержки. Подавляющее большинство ученых считало уйгуров тюрками.

 В последующий период времени этноним уйгуры употреблялся для названия народа, создавшего государство в Восточном Притяньшанье со столицей в Кочо близ современного Турфана. Этот этноним сохранился в уйгурских текстах того времени, он

_____

9. Малов. Памятники древнетюркской письменности, стр. 30, 34, 38.

10. Малов. Памятники, стр. 76—77.

[24]

сообщается путешественниками и употребляется в других источниках. В уйгурском тексте буддийского содержания имеется следующее выражение: uigar ili... alik oriun ulusta tusup balkurup — «Государство уйгуров... Елик в улусе ест». 11 В этом отрывке говорится о государстве уйгуров, в котором имеется елик. Следовательно, уйгуры сами себя называли уйгурами. Государство их считалось уйгурским, что видно из текста печати с китайскими иероглифами, сохранившейся на одном уйгурском тексте. На печати был официальный текст: «Великое Уйгурское государство». 12

 Эти два текста показывают, что уйгуры не делали разницы между названием Уйгурское государство и этнонимом уйгуры. В этом можно видеть высокую ступень развития этнического единства и самосознания. Этническая консолидация проходила одновременно с укреплением государства.

 Из авторов, писавших на арабском и персидском языках, уйгуров называют те, которые знали Центральную Азию по личным наблюдениям. Махмуд Кашгарский писал, что уйгуры называют свою страну уйгурской. Мухаммед ал-Ауфи (первая половина XIII века) в своем «Сборнике анекдотов и блестящих рассказов» тоже называет народ уйгуров. 13 Ряд авторов высказывал мнение, что уйгуры и токуз-огузы — один и тот же народ. Одним из убежденных сторонников этой точки зрения был тюрколог И. Маркварт. 14 Путешественники-иезуиты тоже писали об уйгурах. Их называет Плано Карпини, посетивший Центральную Азию в середине XIII века. Несколько позднее о желтых уйгурах писал Вильгельм Рубрук. 15

 Довольно рано встречается упоминание о желтых уйгурах, или сары уйгурах, которых авторы отличали от уйгуров, проживавших в Уйгурском государстве. Хотанский посол, следовавший на восток в 1081 году, сообщал, что желтые уйгуры обитают между Хотаном и тангутским государством. Против сары уйгуров предпринимал поход монгольский военный начальник Субутай. Позднее против их выступали Тимур и правивший в Кашгаре в начале XVI века Абу Саид хан.

 Этноним уйгуры сохранялся, как видно из разных сведений, до второй половины XVI века. Он оказался забытым по той причине, что после подчинения Уйгурского государства чагатаидами мусульмане, господствовавшие в Кашгарии, преследовали буддистов, силой насаждали ислам. Борьба против неверных и постоянная

____

11. Радлов, док. № 43.

12. Хуан Вэнь-би. Тулуфань, стр. 12.

13. Бартольд. 1) Отчет о поездке в Среднюю Азию, стр. 33; 2) Туркестан, стр. 37, 99.

14. Marquart. Die Chronologie der Alttürkischen Inschriften, SS. 23—24.

15. Плано Карпини. История монголов; Рубрук. Путешествие в восточные страны, стр. 35, 105—110, 135, 154, 167.

[25]

междоусобная неурядица заставили уйгуров забыть свое прежнее самоназвание и заменить его религиозным — мусульманин или же территориальным — кашгарлык, турфанлык, хотанлык и т. п.

 II

 Первая попытка объединить уйгурские племена, хотя привела к незначительному успеху, поскольку объединялись только четыре рода, все же имела важное значение для последующей истории. Уйгуры постепенно усиливались, и Пэйло (742—756 годы) удалось подчинить себе 9 родов: иологэ, худугэ, кюйлоу, мокосигэ, ауч-жай, гэса, хувыньсо, иовугэ, хасиву. 16 Дж. Хамильтон реконструирует название 9 родов, объединенных Пэйло. Вот его названия: яглакар, утуркар, турламвюр (кюрламвюр), бокасыкыр (боксы-кыт), авучаг, карсар (касар), хогорсув, яагмвюркар (ябуткар, ябюткар), хиейямвюр (аявир). 17

 Шесть родов оставалось вне этого союза. Вскоре удалось подчинить басими и гэлолу (карлуки). Новое объединение уйгуров явилось дальнейшим шагом в процессе этнической консолидация и в политическом усилении их. Военная сила уйгуров выросла в такой мере, что в 744 году они нанесли поражение Восточно-тюркскому каганату и создали свое государство со столицей на Орхоне. 18 С образованием каганата власть верховного правителя-кагана стала наследственной. После смерти кагана Пэйло правили его сыновья Мояньчжо (756—759), а затем Идигинь (760—779). В долине реки Орхона был построен город Карабалгасун, ставший столицей каганата. Эти факты, равно как и другие, показывают быстрый процесс развития экономики и социальных отношений уйгуров на Орхоне. Объединение под властью кагана нескольких родоплеменных объединений явилось важным фактором в истории политического развития уйгуров.

 Военная и политическая сила Уйгурского государства стала столь внушительной, что в период восстания Ань Лушаня в 755 году китайский император обратился к кагану за помощью. Уйгурская конница участвовала в подавлении восстания. За эти услуги император Дай-цзун давал уйгурским военным начальникам знатные титулы и большие награды, прощая им грабежи и бесчинства. Танская империя, ослабленная внутренним кризисом, шла на большие уступки и согласилась отдать десятки тысяч людей в рабство, лишь бы сохранить мирные отношения с уйгу-

_____

16. Бичурин. Собрание сведений, изд. 2, I, стр. 308; Позднеев. Исторический очерк уйгуров, стр. 66.

17. Hamilton. LesOuighoursа ,l’epoquedescingdynasties, pp. 3—4. О названии родов см.: Pulleyblank. Same remarks an the Toqur-oghur problem.

18. Малов. Памятники древнетюркской письменности (Памятник Моюнчуру, строки 9— 10).

[26]

рами. 19 Кучлук-моко-тархан, посланник уйгурского кагана, потребовал от китайского императорского правительства высшего ранга при дворе по сравнению с другими послами и выдачи за кагана замуж китайской принцессы. Оба требования были удовлетворены.

Карта расселения уйгуров в период 747—840 годов.

 Укрепление централизованной власти в Уйгурском каганате на Орхоне происходило в ожесточенной борьбе родоплеменной знати за власть кагана. В 779 году каган Идигинь был убит знатным сановником Туньмоко-тарханом. 20 Д. Позднеев обратил внимание на обстоятельства, связанные с убийством Идигиня. Каганы принадлежали к роду иологэ, видимо очень сильному. Родовая знать других родов хотя и была допущена к управлению государством, но решающего влияния на дела не могла оказывать. Это обстоятельство вызывало зависть со стороны отдельных родов. Пользуясь поддержкой всех недовольных, Туньмоко-тархан и захватил власть кагана, перебив всех сторонников прежнего кагана.

 С приходом к власти Туньмоко-тархана изменилась политика по отношению к Танской империи. Прекратились набеги, китайцы, уведенные в плен, не задерживались, в торговле были приняты условия, предложенные императорской стороной.

 В 789 году Туньмоко-тархан умер и каганом стал его сын Долосы с титулом Пан гуань дэлэ. При нем началось ослабление каганата. Племена гэлу, байянь и другие отложились от уйгуров и подчи-

____

19. Позднеев. Исторический очерк уйгуров, стр. 67—73; Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн, стр. 237.

20. Радлов. К вопросу об уйгурах, стр. 93; Позднеев. Исторический очерк уйгуров, стр. 76; Hamilton. Les Ouighours аl’epoque des cing dynasties, pp. 3—4.

[27]

пились тибетцам. Племя шато тоже подчинилось тибетцам и стало врагом уйгуров. 21 Сила тибетцев значительно возросла. Они наносят поражение уйгурам и занимают юго-восточную часть Кашгарии до Тянь-Шаня. 22 Обособление карлуков 23 и продвижение их на запад в Семиречье 24 явилось серьезным ослаблением политической и военной силы Уйгурского каганата. Внутри обострилась борьба за престол. Каганы правят недолго. Они обычно умирают насильственной смертью. Последний каган из рода иологэ А-чжо был бездетным, и после его смерти каганом стал Гудулу — представитель другого рода. Он правил с 796 по 805 год.

 Киргизы в 758 году были подчинены уйгурам, согласно китайским источникам, и платили им дань. 25 В период упадка Уйгурского государства киргизы предприняли попытку освободиться, и в 840 году, когда у уйгуров вследствие большого снегопада начался падеж скота, голод и эпидемии, киргизская конница при помощи Кучлук Мокэ, изменившего кагану, нанесла полное поражение уйгурам. 26 Столица уйгуров Карабалгасун подверглась разграблению, каган Кут-торе (Кэен тэчэ у Д. Позднеева) был убит. Поражение уйгуров было настолько большим, что они уже не смогли вернуть себе прежние места своего расселения.

 Уйгуры бежали от киргизов. Часть их в составе 15 родов во главе с Пан Тэлэ ушла к Алтаю, где обитали карлуки, а другая часть (13 родов) — в район Ганьчжоу, проникнув далее на юг в сторону Тибета. Ганьчжоунские уйгуры провозгласили ханом Угэ Дэлэ. Однако они оказались в весьма тяжелом положении. На них продолжали нападать киргизы, а при попытке продвинуться на территорию Танской империи войска последней наносили ответный удар. В довершение тибетцы наносили весьма чувствительные удары. Здесь этой части уйгуров не удалось создать сильного и прочного государства; после ряда поражений остатки их вынуждены были передвинуться на запад и примкнуть к тем, которые ушли с Пан Тэлэ.

 Хотя власть кагана являлась наследственной, роль родовых старейшин продолжала оставаться огромной. Подтверждение этого мы находим не только в том, что в периоды ослабления власти кагана некоторые старейшины захватывают верховную власть и учреждают новую династию, но и в самом устройстве административного управления, в котором представители родовой

_____

21. Радлов. К вопросу об уйгурах, стр. 93; Позднеев. Исторический очерк уйгуров, стр. 87—88; Hamilton. LesOuighoursа l’epoquedescingdynasties, pp. 3—4.

22. Stein. Ancient Kholan, p. 534.

23.Chavannes. Documents sur les tou-kiuc, p. 85; Ramstedt. Zwei uigurische Runenischriften, SS. 16— 17.

24. Бартольд. 1) История турецко-монгольских народов, стр. 8; 2) Очерк истории Семиречья, стр. 20—25.

25. Бартольд. История турецко-монгольских народов, стр. 8.

26. Кызласов. Тува в составе Уйгурского каганата.

[28]

знати играли главную роль. Даже в окружении хана они считались самыми почетными людьми. Например, когда в 821 году Баои-хан получил согласие танского императора взять в жены китайскую принцессу, то по прибытии ее в уйгурскую столицу она была встречена с пышными почестями, и 9 министров на носилках обнесли ее вокруг дворца 9 раз. В. В. Радлов считает, что эти 9 министров были родовыми старейшинами. 27 Замечание В. В. Радлова имеет важное значение для понимания роли родовой знати в высшем звене государственного аппарата Уйгурского каганата. Хотя централизованное государство существовало продолжительное время, однако родовая знать сохраняла за собой руководящее положение. Этот факт говорит о том, что родовые отношения еще не были полностью разрушены в Уйгурском каганате и развитие государственности шло медленно. Аппарат управления был построен по принципу родовых делений.

 Но, несмотря на сильные пережитки родовых отношений, все же объединение уйгуров и образование каганата в VIII веке, провозглашение кагана с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Длительная борьба привела к сознанию того, что успешная защита от внешних нападений может быть осуществлена только при условии объединения усилий всего народа.

 Известным выражением определенного этапа в развитии сознания о необходимости этнического и политического единства было принятие нового самоназвания уйгуры, а по-китайски хуайхэ. Несомненно, что прежние родовые объединения и временные союзы перестали отвечать интересам данной ступени развития уйгуров. Новое объединение, в результате которого возник каганат и было принято общее для всех название уйгуры, оказалось более прочным этническим образованием, и его следует расценивать как смену родоплеменного союза народностью, а в области общественного развития смену родовых отношений феодальными. Военное поражение от киргизов в 840 году не явилось концом этнического и политического развития уйгуров. Передвинувшись к Тянь-Шаню, они создали здесь свое более прочное государство.

 Уже на Орхоне уйгуры достигли сравнительно высокой ступени развития экономики и общественных отношений. Основным занятием большинства населения империи, в том числе самих уйгуров,

составлявших господствующий элемент, продолжало оставаться скотоводство, но в долинах рек развивалось поливное земледелие.

 Археологическое изучение уйгурской столицы Карабалгасуна и других городов обогатило науку новыми данными, дополняющими письменные свидетельства, о хозяйственном и обществен-

____

27. Радлов. К вопросу об уйгурах, стр. 94.

[29]

ном строе уйгуров в орхонский период. 28 Вокруг Карабалгасуна были обнаружены оросительные каналы и сеть арыков, орошавших поля и сады. Основными продовольственными культурами были просо и пшеница. 29

 Во многих домах Карабалгасуна археологи нашли жернова. Появление ручной мельницы связано с определенной ступенью развития техники и общественных отношений.

 Развитие поливного земледелия неизбежно приводило к оседлости некоторой части кочевников-уйгуров, а это в свою очередь способствовало возникновению постоянных сельских поселений. Переход к оседлому образу жизни в городах и поселениях ускорял разрушение родовых связей и заменял их территориальными. Этот процесс имеет важное значение в ранний период истории классового общества. Начало развиваться ремесло для удовлетворения внутренних потребностей. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами поселения кузнецов. Был известен способ добычи руды и выплавки железа. 30 Некоторая часть ремесленников предпочитала жить в городах, где легче было сбывать свою продукцию, С развитием общества происходило общественное разделение труда на скотоводство и земледелие. Появление ремесла выражало новую, более высокую ступень в развитии общественного производства. Однако при оценке общего положения необходимо, учитывать, что земледелие, ремесло в Уйгурском каганате занимали небольшой удельный вес, преобладало кочевое скотоводство. Развитие классов имело свою особенность. Родоплеменная верхушка превращалась в феодалов, приспосабливая родовые отношения к системе феодального угнетения.

 Классовое общество у уйгуров, как полагают, начало складываться уже в VII веке 31. Развитие уйгуров происходило в тесной связи с другими народами Центральной Азии, в том числе и тюркскими. По мнению ученых, занимавшихся ранним периодом истории тюрков, процесс феодализации происходил у них в VII веке. Так, например, А. Н. Бернштам писал, что у орхоно-енисейских тюрков в период правления Могилян-хана (683—735) начались

____

28. О зачатках первобытного земледелия сообщает А. П. Окладников, нашедший каменные зернотерки и песты, употреблявшиеся для растирания зерен в муку. Из этого следует что древние обитатели Гоби были знакомы с примитивным земледелием и теперь весь вопрос в том, чтобы проследить непрерывность земледелия с древних времен до прихода туда уйгурских племен. См.: Окладников. Новое в изучении древнейших культур Монголии.

29. Киселев. Древние города Монголии, стр. 45—46; Пэрлээ. К истории древних городов и поселений в Монголии, стр. 45—46; Кызласов. Средневековые города Тувы.

30. Пэрлээ. К истории древних городов и поселений в Монголии, стр. 45.

31. История Монгольской Народной Республики, стр. 69; Пэрлээ. К истории древних городов и поселений в Монголии, стр. 45; Потапов. Очерки по истории алтайцев.

[30]

сложение и развитие феодальных отношений. 32 Уйгурский каганат, завоевавший территорию Восточно-тюркского каганата, не разрушил его хозяйственного уклада и общественного строя.

 Уйгурский каганат (744—840 годы), как говорилось выше, был уже феодальным государством с сильными пережитками родоплеменных отношений. Идеологические надстройки, как известно, играют большую роль в жизни общества. Религиозные верования уйгуров были восприняты от их этнических предшественников — гаогюйцев. По свидетельству китайских источников, гаогюйцы были анимистами. Они верили в силу духов, почитали небо, боялись грома и старались жертвоприношениями умилостивить эту грозную силу. Одновременно у них был шаманизм. Описывая верования гаогюйцев, автор замечает, что они «любят громовые удары. При каждом громовом ударе производят крик и стреляют в небо, потом оставляют это место и расходятся. В следующем году, осенью, как лошади пожиреют, опять сходятся на место громового удара; зарывают барана и зажигают светоч с ножом. Шаманка читает молитвы, подобно тому как в Срединном государстве при удалении несчастья. Толпа мужчин на верховых лошадях делает множество кругов около этого места; потом мужчина берет пук ивовых или осокоревых ветвей, ставит комлем вверх и обливает кумысом». 33

 В VIII веке у уйгуров возникло государство и шел процесс разрушения родовых делений, что, естественно, усилило территориальные связи, приводившие к ослаблению всех идеологических представлений, связанных с родом, в частности, родовые верования (шаманизм) заменялись общей религией для всей этнической общности уйгуров. Такой религией явилось манихейство, принятое в 762 году 34. Манихейство возникло в III веке в Иране и представляло соединение зороастризма, христианства и буддизма. Уйгуры имели постоянные торговые и культурные связи с согдийцами, от которых, видимо, и восприняли новую религию — манихейство. Переход от шаманизма к манихейству был большим событием и в культурной жизни значительной части уйгуров. В этот период они познакомились с согдийской письменностью, живописью и т. д., т. е. со всем комплексом духовной манихейской культуры 35.

 III

 Язык является важнейшим признаком этнической принадлежности, так как он дает возможность с учетом исторической дей-

_____

32. Бернштам. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI—VIII веков, стр. 193. — Л. П. Потапов считает, что «древнетюркский каганат можно определить как государство раннефеодального типа, в котором царила военная диктатура кочевой феодальной аристократии, осуществляемая при помощи государственного аппарата (эль)» (История Тувы, стр. 96).

33. Позднеев. Исторический очерк уйгуров, стр. 127.

34. Бартольд. История турецко-монгольских народов, стр. 8.

35. Там же.

[31]

ствйтельности проследить генетические связи и определить происхождение того или иного народа.

 Обособление языков, вернее обособление диалектов и развитие их в языки, наблюдается у тюрков в период создания орхоно-енисейских надписей. 36 В текстах орхонских памятников прослеживаются различия в фонетике и в оформлении аффиксов склонения и спряжения и т. д. 37

 Языковая общность тюрков восходит к одному языку, из которого сохранились ядро основного словарного состава и грамматический строй. 38 Но в то же время в каждом языке имеются свои особенности, возникшие в процессе развития и взаимосвязи с другими языками. Уйгурский язык формировался в конкретной, исторически сложившейся этнической общности и сохранял генетические связи с другими тюркскими языками.

 В этническую общность уйгуров в орхонский период входили некоторые племена, находившиеся в Восточно-тюркском каганате. Естественно, что в Уйгурском каганате проходил процесс нивелировки диалектов и сближение их в язык народности.

 Уйгурский язык в орхонский период имел благоприятные условия для развития в силу того, что этническая общность была объединена в каганат, в котором стали складываться общие элементы культуры и возникли письменные памятники.

 Наиболее древними уйгурскими письменными памятниками считаются «Селенгинский камень» из урочища Шене-Усу и «Суджинская надпись», найденные Г. Рамстедтом. Ю. А. Зуев 39 считает надпись из Суджи киргизской.

 «Селенгинский камень» датируется примерно серединой VIII века, когда уйгуры в 744 году одержали победу над Восточно-тюркским каганатом, а «Суджинская надпись», как полагают, серединой IX века, т. е. временем ослабления уйгуров и поражения их от киргизов в 840 году.

 Уйгурский язык в орхонский период воспринимал лексику других тюркских языков, а также согдийскую. Этот процесс усилился после того, как уйгуры стали исповедовать манихейство, а манихейские религиозные тексты начали переводиться на уйгурский язык. Но эта взаимосвязь языков не касалась строя языка и его грамматических особенностей. О языке «Покаянной молитвы» С. Е. Малов писал следующее: «Вся фонетика и грамматика языка памятника ближе к орхоно-енисейским руническим памятникам, чем к буддийско-уйгурским (и впоследствии к уйгурско-мусульманским)». 40

____

36. Баскаков. Тюркские языки, стр. 189.

37. Насилов. Язык орхоно-енисейских памятников, стр. 12; Gabain. Alttürkische Grammatik.

38. Насилов. Язык орхоно-енисейских памятников.

39. Зуев. Киргизская надпись из Суджи, стр. 133—135.

40. Малов. Памятники, стр. 108.

[32]

Язык ранних уйгурских памятников стоял ближе к другим тюркским языкам Центральной Азии. В последующий период, когда уйгуры передвинулись к Тянь-Шаню и язык уйгурских письменных памятников испытывал влияние других литературных языков, произошло более заметное разделение языков. Это явление объясняется тем, что в X —XIII веках языковые связи стали значительно шире, появилось больше переводов с других языков, развилась собственная литература.

[33]

Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства. X-XIV вв. М.-Л., 1966, с. 22-33.

Этнос: