Открыв Курильские острова, русские встретили здесь древних обитателей. Крашенинников именует их курилами, указывая при этом, что обитатели острова Шумшу «не пря-
[30]

Карта северной части Курильских островов. 1851-1855 гг.
[31]
мые курилы», а метисы камчадалов и собственно курил, живущих на островах, начиная к югу от Парамушира. О жителях южных островов он говорит, что они называются кых-курилы, причем «язык кунаширских жителей не имеет почти никакой отмены от курильского языка, которым говорят на втором Курильском острову Поромусире» («Описание земли Камчатки», стр. 120).
Камчадалы (ительмены), по словам Миллера, называли жителей островов куриде или куш (кужин). Обитатели Сахалина называли этих людей куги. Все это видоизменение одного слова — кур, означающего «человек». Какой язык породил слово кур — неизвестно; казаки, пришедшие на Камчатку, заимствовали его от камчадалов.
Сами жители - островов называют себя айну, что также означает «человек». Следовательно, кур есть перевод айнского слова «айну» на язык одного из народов, издавна имевших общение с айнами 1.
Еще Крашенинников, а за ним и все другие исследователи отмечали, что айны — роста среднего, приземистые, смуглые, черноволосые, с правильными чертами лица, физически сильные, привыкшие к островным условиям жизни, одинаково хорошо чувствующие себя на суше и среди грозной стихии моря. Отличительная черта айнов — их волосатость (лица и всего тела); они «имеют бороды великие» (Крашенинников).
В быту айны были бескорыстны, откровенны, верны в дружбе и щедры, но с незнакомыми недоверчивы.
Курилы, жившие на острове Шумшу, славились смелостью. Они «были страшны своим соплеменникам, северным камчадалам. Они пускались нередко в обширных байдарах на погромы их, не боясь, при неудаче, преследования, потому что у себя они были непобедимы под защитою неприступной местности» (Полонский, там же, стр. 374).
Жили айны родами, под управлением старшин. Отдельные поселения часто враждовали.
Жилые помещения айнов строились в виде четырехугольных юрт с плоскими кровлями — на северных островах из леса, выброшенного на берег морем, на южных — из местного
_____
1. Имеется и другое мнение. По Головкину, название островов происходит от слова «куриться» — дымиться. Название «Курильские» будто бы дано островам первыми русскими землепроходцами, а от него произошло и имя «курильцы» — народ, обитающий на Курильских островах Наличие у камчадалов слов «куриде» и «кужин» до русских исследователей делает это предположение менее вероятным, чем изложенное выше.
[32]

Курилец (айн) Иван с острова Шикотан (1899) (из Torii. 1919).

Тот же курилец сбоку.
[33]

Курилец Григорий и его дочь (из Torii. 1919).
леса. Отверстие вверху служило и дверью и трубой для дыма. Очаг раскладывался посредине юрты. Пол покрывался цыновками, сплетенными из наземных трав или морских водорослей.
Одежду айны шили из шкур морского котика и выдры, а также наземного зверя (обычно лисицы) и украшали ее перьями птиц.
Ко времени прихода русских общественная организация, бытовой уклад, трудовые навыки, орудия труда и идеология айнов были весьма примитивны. Промысел морских зверей, птиц и рыбы, а также наземного зверя составлял основу существования.
Морского зверя гоняли на байдарах и утомленного убивали стрелами из курильского бамбука (растущего на южных островах) с костяными или каменными наконечниками. Лисиц ловили петлями, птиц — сетями из китовых жил. Часть пищи айны готовили на зиму в виде сушеных листьев морской капусты, ягод, кореньев и луковиц растений. Основным военным оружием были лук и стрелы. Со временем костяные и каменные ножи и топоры, лук и стрелы вытеснялись железными орудиями труда и огнестрельным оружием.
Морские плавания через проливы с сильными течениями совершались на байдарах из деревянного каркаса, обтянутого кожей, или целиком из дерева. На этих посудинах с парусами,
[34]

Деревня айнов.
сплетенными из травы, дальневосточные викинги «безбоязненно пускались через широкие и опасные по сулоям и быстроте течения проливам. Нередко во время туманов или при неблагоприятном ветре байдары уносило из вида земли. Блуждая в. тумане по неделям и не ведая, без компаса, пути к земле, курильцы не раз терпели страшные бедствия. При ясном небе они не отчаивались в спасении: по луне и звездам они могли верно определять направление своего пути на свои пустынные острова, чтобы опять пуститься на те же опасности» (Полонский, там же, стр. 383).
Зимой для передвижения на островах использовались лыжи. Религиозные представления и обряды сводились к почитанию идолов-болванчиков, обычно в виде филина, и жертвоприношению им шкурами убитого зверя.
Русские завели на острове Шумшу школу (1756), в которой обучилось грамоте несколько поколений айнов островов Шумшу и Парамушир.
Вопрос о происхождении народности айнов до настоящего времени неясен. Полонский считал, что айны «монгольского поколения», (стр. 374). Шренк принимал айнов за палеазиатов (Шренк, 1883, стр. 132—133). Были и другие мнения, но, видимо, близкой к истине является точка зрения проф. Штернберга о происхождении этого народа с юга Тихого океана, так как люди со сходными физическими признаками живут
[35]
в Австралии, Южной Индии, а западной Океании, а элементы сходной древней культуры прослеживаются в Индонезии, на Филиппинах, на Формозе (Штернберг, 1929).
Если айны иначе называются «кур», откуда происходит «курильцы», то вполне естественно, что и название Курильских островов происходит от последнего — «земля курильцев» (айнов), а не от слова «куриться», как предполагал Головнин, выводя это из представления о курящихся вулканах.
[36]
Цитируется по изд.: Соловьев А.И. Курильские острова. М.-Л., 1947, с. 30-36.