Фролова Е.Л. Айну

Айну (в русском языке также принято название айны) — единственный малый народ, проживающий на территории современной Японии, которая гордится своей моноэтничностью. Численность людей, официально причисляющих себя к айнам, в настоящее время составляет не более 30 тысяч человек.

Вопрос об этническом происхождении айнов до сих пор окончательно не решен, но они безусловно являются коренными жителями островов, проживавшими там задолго до начала формирования японской нации. Предполагают, что айны были расселены по всей территории Японского архипелага, включая южные острова.

Иммигранты с материка, предки будущих японцев, обладали более высокой культурой и остро нуждались в захвате и освоении новых земель. В результате военных столкновений племена айну отступали все дальше и дальше на север Японии, оставляя пришельцам самые плодородные земли с мягким климатом. В периоды Камакура и Муромати (XII-XVI вв.) у самураев был шанс отличиться в борьбе с айнами на северных территориях, под которыми тогда понимался север острова Хонсю. Неугодных военачальников также ссылали в эти холодные для Японии места, чтобы они сдерживали сопротивление айнов.

Воинственные японцы считали айнов невежественными дикарями, недостойными проживания рядом с цивилизованным народом. Они называли айнов словами эдзо, эмиси (эти два слова на языке айнов означают «человек») или эбису, что означает «варвар», «дикарь». В самом деле, айны занимались в основном охотой и собирательством и внешне значительно отличались от

японцев. Мужчины, как правило, были высокого роста, светлокожие, имели густой волосяной покров на теле, носили бороды, усы и распущенные волосы до плеч. Женщины наносили татуировки на руки и вокруг губ.

У айнов был свой язык, не похожий ни на японский, ни на другие языки соседних народов, однако письменности, по-видимому, не существовало. Остатки богатого айнского фольклора дошли до наших дней в устной традиции. Собиранием и фиксацией айнских легенд и сказаний исследователи занялись только в XIX-XX веках.

Представления о религии у айнов были анимистическими — они наделяли всё в природе божественным началом и жили вместе с различными духами и божествами: богом огня, богами гор и вод, деревьев и трав. Живым воплощением божеств являлись животные, особенно медведь, которому посвящена значительная часть фольклора. Ритуальное жертвоприношение медведя (или «медвежий праздник») занимало главное место в празднично-обрядовом комплексе. Медведя убивали, обставив его смерть многочисленными церемониями.

Айны обладали и своей традиционной культурой: у них была оригинальная одежда с великолепным орнаментом, украшения, кухня и жилища. Айны были отличными рыболовами, выходящими на долбленых лодках даже в открытое море, и умелыми охотниками, стрелками из лука. Женщины владели секретами смертельных ядов, которые использовали для наконечников стрел.

Оттесняя племена айнов все дальше и дальше, японцы вынудили их переселиться на север острова Хоккайдо, который до середины XIX века назывался Эдзо. Спасая свои семьи от гибели, айны переселились и дальше, на Курильскую гряду и остров Сахалин. Следы их появления находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае.

В период реформ рубежа XIX-XX веков японское правительство приняло решение о насильственной ассимиляции айнов. Их язык был запрещен, места поселения ограничены определенными участками земли, на которых айны могли заниматься сельским хозяйством. Мужчинам, не занятым на обработке земель, разрешалось наниматься в японские рыболовные компании. Власти следили, чтобы в каждом айнском жилище были установлены камидана или буцудан (синтоистская или буддийская божницы), и запретили проводить «медвежий праздник».

В период Мэйдзи (1868-1912) остров Хоккайдо стал активно заселяться японцами, которые переезжали туда в поисках работы или, что встречалось нередко, спасаясь от уголовного преследования. Одинокие мужчины-японцы вступали в смешанные браки с айнскими женщинами, в результате чего многие урожденные айны в настоящее время внешне неотличимы от японцев. Стремясь избежать расовой дискриминации, дети от смешанных браков «растворялись» в японском обществе, меняя имя на японское. Только таким путем можно было получить образование и стать полноценным членом общества. Нередко родители сознательно скрывали от детей айнское происхождение, воспитывая их как японцев. С 1933 года всем айнам было официально предписано носить только японские фамилии и имена.

В результате долговременной ассимиляции и поглощения айнской культуры на сегодняшний день чистокровных айнов осталось очень мало. Даже среди тех 30 тысяч айнов, которые с гордостью считают себя таковыми, велик процент метисов, не знающих айнского языка. На Хоккайдо не существует ни одного подлинного айнского поселения. Те «айнские деревни», что предлагают в настоящее время туристам для осмотра, не более чем аттракционы. Служащие этих комплексов действительно являются потомками айнов, но они приходят в деревню к открытию, работают там весь день «коренными жителями» и воз-вращаются в свои современные дома после отъезда последней группы туристов.

С конца XX века в японском обществе и в парламенте постоянно поднимался вопрос об отмене дискриминации айнов. Однако некоторые меры были приняты только в 2008 году, когда парламент Японии признал, что айны являются «коренными жителями, которые имеют свой язык и обладают религиозной и культурной самобытностью». Были выделены деньги на поддержание и обустройство музеев, посвященных айнам, и на развитие традиций айнского народного творчества. Будем надеяться, что теперь потомки некогда многочисленного народа получат шанс сохранить от вымирания свою культуру и свой язык.

Цитируется по изд.: Фролова Е.Л. Япония: все, что вы хотели знать. М., 2023, с. 25-27.

Страны: 
Этнос: