Этруски (лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrsenoi, самоназвание - rasna), древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. С.-З. Апеннинского п-ова - область, называвшуюся Этрурия (совр. Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Осн. источник сведений об Э.- сообщения греч. и рим. авторов (Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии, Плиний Старший и др.), а также археологич. материалы из этрусских гробниц и поселений. Сохранилось ок. 10 тыс. этрусских надписей (преим. очень кратких), из к-рых надёжно интерпретированы лишь немногие.
Происхождение Э. остаётся неясным. Антич. традиция считала их выходцами с В. В совр. науке преобладает мнение (основанное гл. обр. на данных археологии), что вост. пришельцы были только частью этнич. групп, к-рые участвовали в формировании Э., сложившихся в самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых племён. Эти взгляды подкрепляются также доступными изучению особенностями этрусского языка. Археологически несомненно, что материальная культура Э. развилась на основе виллановы культуры. Процесс этнич. формирования Э. завершился, очевидно, к 8 в. до н. э. Основу х-ва Э. составляло земледелие (славились этрусские пшеница, виноград, лён), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значит, мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, в обработке к-рых Э. достигли совершенства. Торговля велась с греч. колониями в Юж. Италии (особенно с Сибарисом), Афинами, Коринфом, Карфагеном и др., на суше - с сев. заальпийскими странами. С 5 в. в городах Э. началась чеканка монет.
В 7 в. у Э. уже имелись многочисл. города-крепости, к-рые были экономич. и политич. центрами, образовывавшими вместе с прилегающими терр. города-гос-ва, напоминавшие греч. полисы. Во главе их стояли вначале цари, а с кон. 6 - нач. 5 вв., с возвышением военножреч. знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками составляли зависимые социальные слои общества. Их труд, по-видимому, Преобладал как в с. х-ве, так и в ремесле,хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счёт войн, пиратства и работорговли. Вероятно, уже в кон. 7 в. возникла конфедерация двенадцати городов-roc-c (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и Др.). Овладев ок. сер. 6 в. плодородными землями в Кампании, а затем и обширными терр. в долине р. По, Э. создали там колонии, также объединённые в двенадцатиградия. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. Влияние Э. распространилось почти на всю Италию. Однако конфедерация оказалась политически непрочной из-за своекорыстной политики и соперничества отд. городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов. Греки в 524 и 474 нанесли Э. поражение под Кумами, положив конец их мор. господству; римляне ок. 509 изгнали Тарквиниев. Самниты вытеснили Э. из Кампании, овладев в 423 Капуей, паданские владения Э. подверглись ок. 400 нашествию галлов. Отсутствие у Э. политич. и воен. единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе к-рых римляне поочерёдно подчинили себе важнейшие этрусские города. В 396 пали Вейи, в 358 под рим. господство подпал Цере, в 308 - Тарквинии. С 310 началось подчинение средней и вост. Этрурии, после 283 в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия. В течение двух столетий Э. сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политич. устройство, культовые учреждения и культурную самобытность.
Э. оказали сильное влияние на культурное развитие Др. Италии, особенно римлян, для к-рых они были образцом в прикладных иск-вах и строит, деле. От Э. римляне переняли ряд особенностей политич. организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительств, лиц; мифология и религия Э. оказали значит, влияние на рим. мифологию и религию. По-видимому, через Э. италийские племена Ср. и Сев. Италии восприняли греч. письмо. Изобразительное искусство и архитектура. Пам. архитектуры представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, гор. стенами, инж. конструкциями (мосты, каналы и т. д.)- Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отёсанных квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись клинчатые арки (ворота в Перузии, совр. Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы 7-6 вв. до н. э.), полуциркульные своды (склепы 3-2 вв.). О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г. Марцаботто близ Болбньй и гипподамовой планировки (Гипподам) г. Спина. Квадратные в плане жилые дома имели двух-или четырёхскатную кровлю и открытый дворик-атргш. Храмы были двух типов: с одной или тремя целлами. Поднятые на высокий подий, они имели глубокий портик, карниз к-рого, с богато декориров. фризом, опирался на тосканские колонны. Фронтоны и скаты кровли украшались раскрашенной терракотой. Близ городов сохранились некрополи (Цере, совр. Черветери, Перузия, Тарквинии, совр. Таркуиния, Клузиум, совр. Кьюзи, и др.). Псевдокупольные гробницы (7 в.) встречаются в сев. р-нак Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и пр.- близ Вольтерры (3 в-), в виде насыпного кургана-тумулуса - в некрополе Бандитачча в Черветери, в виде стоящего на поверхности ящива из травертина - в зап. некрополе Марцаботто. Мн. погребальные камеры имитировали жилые интерьеры (гробница "Реголини-Галасси" в Цере, 7 в.). Памятникам монументальной живописи (с 7 в., период расцвета 6-5 вв.) присущи выразительность движений и жестов, подчёркнутая силуэтность фигур, локальный цвет (гробница <Охоты и рыбной ловли" в Тарквиниях). В росписях 5-4 вв. сказалось влияние древнегреческих образцов (гробница "Леопардов" в Тарквиниях). Росписи 3-2 вв. отразили настроения периода упадка Этрурии (гробница ч Франсуа" в Вульчи). К памятникам скульптуры относятся статуи и рельефы из раскрашенной терракоты (антефиксы, акротерии, вотивиая скульптура), погребальные урньг,. саркофаги, надгробные стелы. Саркофаг имел вид каменного ящика, на крышке к-рого помещались изображения супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (т. н. саркофаг Лариса Пуленеса из Нац. музея в Тарквиниях). Получил развитие портрет, примитивные формы к-рого встречаются в антропоморфных урнах. У Э. было развито иск-во торевтики (бронзовые статуэтки богов, предметы обихода; и погребального культа, зеркала, покрытые гравировкой), керамика буккеро,. имитировавшая изделия из металла, черно- и краснофигурная вазопись, производство изделий из золота.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
Ельннцкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Залесский Н. Н., Этруски в Сев. Италии, Л., 1959; е г о ж е, К истории этрусской колонизации Италии в VII -ГУ вв. до н. э., Л., 1965; Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски. Введение в этрускологию, Воронеж, 1969; А 1 t h еim P., Der Ursprung der Etrusker, BadenBaden, 1950; В loch R., Les Etrusques, [2 ed.], P., 1956; Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963; He n с k e n H., Tarquinia and Etruscan origins, L., 1968; Miihlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969; Ч у б о в а А. П., Этрусское искусство, Альбом, М., 1972; Культура и искусство Этрурии. Каталог выставки. Л., 1972; Pallottino M., Etruscan painting, N. Y., 1956; Н a n fm a n n G. M. A., Etruskische Plastik. Stuttg., 1956; В loch R., Etruscan art, Greenwich. 1965 (The pallas history of art, v. 1).
А. И. Харсекин (ист. очерк), Г. Н. Соколов (изобразит, иск-во н архитектура).