Немировский А.А. Амореи

Амореи (шумар. марту, аллад. амурру / досл. «северо-западные люди» / др.-евр. эмори, самоназв. сутии, откуда в науке также сутии-амореи) - западносемитский номадический этнос в Передней Азии (III-Iтысячелетия до н.э.). Общность амореев формировалась в первой половине III тысячелетия до н.э. у юго-восточных рубежей Месопотамии и возводила себя к легендарному первопредку Суту (др.-евр. Шет/Сиф), откуда ее общее самоназвание – сутии (ср.: в месопотамской номенклатуре около 2400 года до н.э. их край фигурировал под названием Сутии). С крушением Аккадской державы амореи в XXII веке до н.э. расселились по всей Сирийской степи, Верхней Месопотамии и Северной Сирии, ассимилировав местные так называемые северосемитские племена, после чего месопотамцы перенесли на амореев свои термины марту и аммуру («амореи»), ранее обозначавшие вышеназванные племена. Центральным ареалом амореев стал район гор Джебель-Бишри («горная страна Амурру» в месопотамской терминологии). В результате этого расселения выделились три большие группировки племен амореев: собственно сутии (они же сутии-диданы) на западе, ханеи в центре и бини-ямина (букв. «Сыны Юга») на юге и юго-востоке (последние, вероятно, поддерживали конфедерацию с еще одной группой амореев биби-сималь / «Сыны Севера».

В конце XXI века до н.э. присходит великое переселение сутеев-«амореев»: они  заселяют всю Месопотамию (где им удалось сломить шумеро-аккадскую державу III династии Ура), Сирию и Заиорданье, вторгаются в Финикию и Палестину, сокрушая богатые города по всему Плодородному Полумесяцу. Это нашествие (археологически грань эпох ранней и средней бронцы) составляет важнейший рубеж истории древнего Ближнего Востока. При этом в Сирии, Заиорданье и части Палестины расселились сутии-диданы ( в том числе их ведущее племя – рафаимы-рапаиты, дословно «великие» сутии, в Библии имеющие славу великанов-мудрецов и героев), а в Месопотамии вперемешку жили представители всех тех основных группировок амореев; в ходе столь широкого расселения эти группировки распались на отдельные независимые племена, сохранившие лишь общую память о своем происхождении. Во второй половине XX– первой половине XIX века до н.э. вожди аморейских племен Месопотамии захватывают власть в различных ее центрах и основывают там множество царств (в том числе царство Ларсы, созданное вождями племени ямутбала в 1932 году до н.э. Вавилонское царство, основанное домом Хаммурапи – вождями бини-яминицкого племени яхруру, царство Мари, созданное вождями бини-сималь; эти три царства контролировали долину Ефрата), впоследствии объединенных Хаммурапи. К концу XIX века до н.э. сложилось еще два крупных царства амореев – Ямхад в Сирии со столицей в Халебе и верхнемесопотамская держава удачливого завоевателя-ханейца Шамшиадада. Для всех царств амореев характерен симбиоз скотоводов-амореев с городами, сохранившими (особенно в Месопотамии) старое население, богатое наследие племенных отношений, лишь постепенно замещаемое централизацией, и, отсюда, полуконфедеративный характер государственного строительства. Часть амореев Месопотамии усвоила и сам термин «амореи» как самоназвание.

Амореи Месопотамии почитали наряду со своими старинными богами шумеро-аккадского божества и рассматривались как часть народа «черноголовых» (то есть собственно месопотамцев). Никаких признаков этнической вражды между амореями и потомками коренных жителе        й страны не возникало около полутысячелетия. В XVII веке до н.э. жители Вавилонского царства официально делились на «аккадцев» и «амореев». Причем амореи, поселившиеся в горах, включались по-видимому, в первую категорию, а вторая охватывала только амореев, по-прежнему живших племенами вне оседлых поселений. Волна хурритского расселения в Сирии – Палестине и Верхней Месопотамии (конец XVIII-XVII века до н.э.) стала поворотным этапом  в судьбе амореев. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье. Тем не менее на территории современных Ливана и Сирии к западу от Ефрата с начала II тысячелетия до н.э. закрепилось название «страна Амурру». В XIV– начале XX века на территории современного Ливана существовало царство, основанное амореем Абди-аширтой и так же названное им «Амурру». У амореев Заиорданья II тысячелетие до н.э. (шуту среднеегипетских источников, «сыны Шета» в Ветхом Завете) в XIII веке до н.э. существовали царства Башан и Хешбон. По-видимому, в третьей четверти II тысячелетия до н.э. значительная часть месопотамских амореев при не вполне ясных обстоятельствах покинула Месопотамию и перешла в Сирийскую степь и к границам Сирии ( в частности около 1400 года до н.э. касситский царь Вавилонии Кадашман-Харбе I, подавляя мятежи амореев в Вавилонии, изгнал их из страны и преследовал вплоть до «гор Хехе» в районе Тадмора, оттеснив на рубежи Сирии). Из среды этих переселенцев вышли древнееврейские племена. Библейское колено Вениаминово было, вероятно, связано по происхождению с аморейскими племенами бини-ямина и удержало их этноним.

В результате следующего крупного передвижения в Сирийской степи – арамейского (ахламейского) расселения середины XIVвека до н.э. – арамейско-ахламейские племена вскоре сменили и ассимилировали амореев в центральной части их ареала – в Сирийской степи и горах Джебель-Бишри (отныне – «Горы ахламеев»). В дальнейшем амореи были ассимилированы соседями. В Ветхом Завете термин «амореи» иногда применяется в переносном, расширенном смысле слова, как обозначение всех доеврейских обитателей Палестины. Последние изолированные племена сутеев-амореев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в VIIвеке до н.э. Западносемитский язык аромеев известен прежде всего по письменным памятникам Месопотамии XIX-XVIIIвеков до н.э. Племенная культура амореев, а также элементы шумеро-аккадской культуры, усвоенные месопотамскими аромеями, послужили фундаментом древнееврейской культуры. Библейские персонажи Адам и Суту-Шет фигурировали в племенных генеалогиях амореев еще в начале II тысячелетия до н.э., а библейский Ной (Ноах) отождествляется специалистами с эпонимом-первопредком ханейского племени нумху (нуху). Согласно аморейскому мифу о происхождении людей, Первочеловека, по-видимому, создали бесплотный дух ‘Ар-‘ар и Мать-Земля Маддар.

А.А. Немировский

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 375-377.

Литература:

История Древнего Востока. 1/1-1/2. М., 1983-1988.

Немировский А.А. У истоков древнееврейского этногенеза. М., 2001.

Kupper J.-R. Les nomads en Mesopotamie au temps des rois de Mari. P. 1957.

Heltzer M. The Suteans. Naples. 1981.

Этнос: