Функ Д.А. Традиционные верования алтайцев

Алтайцы — коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области. Численность в России — около 70 тысяч человек. По традиционным представлениям начала 20 века, земля, на которой живет человек, называлась "чын дьер" — действительная земля, земля истины. Она переживает второй период существования, начавшийся после потопа. Высшие божества — Эрлик (старший брат) и Ульгень — двое из семи братьев-праведников, знавших о потопе, создали и наделили душой человека. 

Мир населен духами и божествами. Духи неба — кудай, земли — дьер-суу, или алтай, подземные — кёрмёс. Духи делятся также на тёс (исконно существующих) и дьайан-неме (нечто созданное; позднейшие духи) или на чистых и черных тёсёй и на чистых и черных неме ("нечто"). Последние назывались также кёрмёс.

Подземный мир считался обителью Эрлика и его детей, приносящих человеку зло, а верхний — обителью чистых тёсёй, Ульгеня, его детей и нескольких служебных духов (Дьайык, Суйла, Карлык, Ут-кучы).

Особую категорию духов, не имеющих отношения ни к Ульгеню, ни к Эрлику, составляли духи гор, рек, скал, озер и т. п. Каждый род почитал свою священную гору и ее духа, свое дерево особой породы.

Человек мыслился состоящим из тела и "души". Последняя имела как бы несколько субстанций: жизнеспособность, дыхание (тын), собственно духовная сущность человека (дьула и сюне).

Помимо основных служителей шаманства — камов существовал еще ряд шаманствующих — специалистов заговорно-заклинательной практики, прогностики и пр. В отличие от шаманов других тюркских народов Западной Сибири, у сильных шаманов (кара-кам), обращавшихся к духам всех сфер вселенной, был специальный кафтан (маниак); существовало представление о наследственной передаче шаманских духов.

Многовековое общение с соседними народами, исповедующими буддизм, наложило отпечаток на шаманские представления алтайцев, а также в значительной мере облегчило процесс формирования у них в начале 20 века новой общенациональной религии "ак дьанг" (белой веры), известной как бурханизм. Влияние православия на алтайцев было и осталось минимальным. Лишь у теленгитов Улагаиского аймака доля православных составляет сейчас более 18%.

С 1960-х годов место камов и дьарлыкчы (бурханистов) заняли гадатели и врачеватели (билер кижи — знающие люди). Верующими в 1989—1990 годы считали себя около 40% всех алтайцев; люди верят в божества Алтай-Кудай, Ак-Бурхан, Уч-Курбустан, Иисус Христос. Сохраняется почитание духов гор, перевалов, священных источников. В настоящее время основной идеей в попытках национального возрождения традиций религии алтайцев является синтез отдельных шаманистских и бурханистских положений, призванный привести к слиянию их в единое целое — алтайскую веру.

Д. А. Функ

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 14-15.

Этнос: