Орочи живут на юге Дальнего Востока, в Хабаровском крае, по рекам, впадающим в Татарский пролив, в Амур. Занимаются рыболовством и охотой. Численность в 1989 — 915 человек. По традиционным религиозным верованиям относятся к анимистам: верили в населенность мира духами. Преобладали так называемые промысловые культы: моления и принесение жертв каждым промысловиком перед охотой и рыболовством духам и духам — хозяевам неба (буа), тайги, гор, каждой местности, рек и моря (тэму эдени), земли, огня, а также некоторым животным. Особенно яркими были у них культы тигра и медведя — хозяина тайги. Известны орочи своими медвежьими праздниками двух типов: связанными с добычей зверя в тайге и с содержанием его в неволе. В обоих случаях верили, что убитого зверя возвращали хозяину тайги; при этом соблюдалось множество табу.
Почитали водяных духов: Тэму (в виде касатки) и особенно нерпу.
Вера в душу человека породила развитые погребальные и поминальные культы. Считалось, что душа умершего более года нуждается в пище и лишь через год и более уходит в загробный мир, тогда ей "дополнительно" отправляли пищу и различные вещи, необходимые для жизни души в буни (акт тово сивигиви — "тушить огонь" — последние поминки). Шаманство проявлялось более всего в действиях, направленных на излечение больных — высвобождение душ больных от за-хвативших их злых духов. Аналогичную функцию выполняли и туди — знахари или предсказатели, лечившие больных без камланий, аксессуаров и снаряжения. Деятельность шаманов была более многообразной, они широко пользовались помощью духов-помощников, определявших "возможности" шаманов; только сильные шаманы могли отправлять в буни душу умершего. В состав шаманских аксессуаров входили: узкоободной бубен с колотушкой, пояс с металлическими коническими подвесками, ритуальные стружки, особые халаты во время некоторых камланий, непременно — священное дерево или столб с рельефным изображением духов. И шаманы, и нешаманы имели множество деревянных фигурок — изображений духов, которых "умилостивляли" в основном "кормлением".
В 1880-х годах среди орочей стало распространяться христианство по большей части формально. Под влиянием священников и русской администрации в начале 20 века вместо наземных захоронений стали практиковать погребения в земле.
Большинство традиционных верований орочей сохранялись долго. Изредка и ныне можно наблюдать на промыслах, как пожилые люди совершают старинные обряды без четкого представления о них: "кормят" духов-хозяев в тайге или воде. Ярче всего традиционные верования, проявляются в погребальных и поминальных обрядах. Шаманы действовали в некоторых селениях еще в 1960—1980-х годах.
В настоящее время национальная интеллигенция проявляет большой интерес к своей национальной культуре, в т. ч. духовной (см. также Народов Сибири верования).
А. В. Смоляк
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 322-323.