Удэгейцы живут в основном в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях. Численность их в Российской Федерации составляет 1902 чел. Основой религ. мировоззрения удэгейцев был анимизм. Они верили, что все окружающее их имеет душу — растения, животные, птицы. У удэгейцев был развит культ хозяев тайги, гор, воды, рыбы. Считалось, что у зверей есть своя мифологическая покровительница — Тагу Мама, выступающая в образе женщины, живущей там, где восходит солнце.
Вселенная, по воззрениям удэгейцев, состоит из трех миров — небесного, земного и подземного. В земном мире живут люди, животные, духи-хозяева природы.
Одним из важнейших среди домашних культов удэгейцев является культ огня. Огонь пользуется особым почитанием у удэгейцев, он представляется или в образе седой женщины, или — молодого парня.
Традиционные верования удэгейцев нашли отражение и в похоронном обряде. Обычно считается, что после смерти душа уходит в загробный мир, в котором проживает еще одну человеческую жизнь, а затем попадает в мир, где царит вечный мрак и где она питается углями. Затем, изможденная, она попадает к старухе Тагу Мама, которая выхаживает ее, обращает в противоположный пол и снова посылает на землю в виде птички в тот род, к к-рому принадлежал покойник. Когда в мире живых лето, то в мире мертвых — зима.
Значительную роль в жизни удэгейцев играл шаман (см. Шаманизм). Шаманами становились в основном по наследству.
Степень сохранности традиционных верований у удэгейцев в настоящее время различна. Часть из них утрачена, не носит комплексного характера и трансформирована, однако такие обычаи, как кормления духов-хозяев тайги, воды, сохраняются.
Н. А. Месштыб
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 524-525.