Финикия

Финикия (Phoinikia) занимала территорию, в основном соответствующую современному Ливану. В VI веке до н.э. вошла в состав Персидской державы, а затем подчинилась Александру Великому — за исключением Тира, который был взят после долгой осады в 332 году до н. э. После этого за власть над регионом сражались Птолемеи и Селевкиды. В 200 году до н.э. Финикия входила в состав царства Селевкидов, образуя часть Келесирии. Позднее вошла в состав римской провинции Сирия.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 171.

Тураев Б.А. Финикияне в X—IX веках

Время упадка Египта и взаимных междоусобий возрастающей Ассирии и Вавилона было единственно возможным для появления в Сирии царств с самостоятельной политикой и некоторым могуществом. Менее, чем о евреях при Давиде и Соломоне, осведомлены мы о финикиянах, с которыми уже неоднократно приходилось встречаться, но и о них мы знаем, что единственный момент в истории, когда они были вполне независимы (ср. Закарбаал в отчете Унуамона) и близки к созданию крупного политического целого, был именно X век. Этому естественному совпадению мы обязаны тем, что Иосиф Флавий сохранил для нас драгоценные, хотя и прошедшие чрез греческие руки, отрывки тирских летописей той эпохи, когда евреи играли вместе с финикиянами историческую роль и находились с ними в наиболее оживленных сношениях...

Финикийцы (АС, 1990)

ФИНИКИЙЦЫ (англ. Phoenicians), потомки ханаанеев, поселившиеся на узкой прибрежной равнине Ливана и Сирии в начале 1-го тысячелетия до н. э. Главными городами финикийцев были Тир, Сидон и Библ. Даже после своего поглощения вавилонской империей в 574 году до н. э. они продолжали сохранять политическое значение на Ближнем Востоке благодаря форту, на западе — также благодаря своей могущественной колонии Карфагену. В культурном отношении сохранилась роль финикийцев как торговцев и посредников, пока они не растворились в эллинистическом и римском мире.

Финикийская религия и мифология (СИЭ, 1974)

ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ. Трудность изучения финикийской религии состоит в недостатке источников, а также в том, что имена финикийских богов обычно были табуированы (т. е. их нельзя было произносить) и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев неточны. Известно, что верховный бог финикийцев назывался Эл (бог), его супруга - Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги - цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера - Баалцафон, хозяин неба - Баалшамем, бог солнца (хозяин жара) - Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и т. п.

Финикийцы: религиозные верования (ВИ, 1955)

Политическая раздроблённость Финикии, не преодоленная в течение всей её истории, имела своим последствием то, что финикийская религия не знала мифологических систем, подобных вавилонским в которых боги других городов были принижены в угоду главному богу того центра, который объединял всю страну. Эта раздроблённость Финикии не могла создать жречеству какого-либо из городов возможность выдвижения своего бога в качестве «царя богов», подобно тому как фиванский бог Амон был объявлен «царём богов» Египта во время владычества Фив. Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена 'Анат, иначе 'Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с божествами неба и земли почитался бог умирающей и воскресающей растительности...

Подписка на RSS - Финикия