Луцкий В.Б. Арабы

Версия для печатиВерсия для печати

АРАБЫ (самоназвание - аль-араб) - группа народов, населяющая арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Кроме того, арабы живут в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительные группы арабов-эмигрантов живут в Северной и Южной Америке, Западной Африке, Франции. По данным ООН, население арабских стран в 1958 году составляло (в тысячах человек): Алжира - 10 265, Туниса - 3 852, Марокко - 10 330, Ливии - 1 153, Египетского района ОАР - 24 781, Сирийского района ОАР - 4 283, Судана - 11 037, Ливана - 1 550, Ирака - 6 590, Иордании - 1 580, Газы - 345, Саудовской Аравии - 6 036 (1956), Йемена - 4 500 (1949), Маската, Омана и Договорного Омана - 636, Кувейта - 210, Бахрейна - 139, Катара - 40, Адена - 148, Аденского протектората - 650, а всего - 88 125 тысяч человек, в том числе около 75 млн. арабы. Общая численность арабов, вместе с живущими вне арабских стран, составляет около 80 млн. человек. В Израиле, выделенном из состава Палестины, живет 210 тысяч арабов.

Арабы говорят на арабском языке, который принадлежит к семито-хамитской семье языков и имеет ряд разговорных территориальных диалектов. Во всех арабских странах применяется общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). По религии большинство арабов - мусульмане-сунниты. Наряду с этим часть арабов принадлежит к другим направлениям ислама (шииты - в Ираке, Йемене, Сирии и Ливане; друзы - в Сирии и Ливане; ибадиты - в Северной Африке), а также к различным христианским исповеданиям (копты - в Египте, марониты, православные, униаты и другие - в Сирии, Ливане, Иордании).

Современные арабские народы возникли после арабских завоеваний в результате арабизации древних народов Передней Азии и Северной Африки - арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и др. Решение проблемы этногенеза древних арабов затрудняется тем, что археологическое и антропологическое изучение Аравийского полуострова только начинается, а известия, сохраненные словесными памятниками, очень скудны и недостоверны. Предполагается, что семитские племена, из которых впоследствии сложился древне-арабский народ, являлись коренным автохтонным населением Аравийского полуострова, но с 3-го тысячелетия до н. э. семиты Аравии начали расселяться также в Двуречье и Сирии. В 3-2-м тысячелетиях до н. э. наиболее распространенным семитским языком Двуречья был аккадский, названный по имени столицы государства, основанного около 2300 года до н. э. Аккадцы поглотили и ассимилировали все аравийские племена, поселившиеся в Двуречье в этот период. С 13 века до н. э. в Передней Азии началось расселение семитских арамейских племен, очевидно, тоже аравийского происхождения, а в 7-6 веках до н. э. арамейский язык вытеснил аккадский и как разговорный язык Сирии и Двуречья, и как официальный язык государств этого района. Почти все древние народы Сирии и Двуречья были ассимилированы арамеями. В этот же период образовались первые собственно арабские государства: по мнению одних ученых, в 12 веке до н. э., по мнению других, - в 6-5 веках до н. э. в Южной Аравии (Минейское, Сабейское и затем Химьяритское царства); с 6 веке до н. э. - на северной границе Аравии (Набатейское царство, а впоследствии Пальмирское и Лихианское). С конце 1-го тысячелетия до н. э. и особенно в 1-е века н. э. арабские племена расселялись в Передней Азии, в результате чего уже к 5-6 векам н. э., т. е. до арабских завоеваний, арабы составляли основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии, ряда районов Двуречья. Здесь были расселены арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, ряд племен группы кудаа; часть этих арабов приняла христианство. В 5 веке были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате), находившиеся в зависимости - первое от Византии, второе - от сасанидского Ирана. В 4-6 века н. э. на территории Аравии происходил процесс складывания единой арабской народности, завершившийся к 630-м годам. Арабское кочевое общество еще сохраняло родоплеменную структуру и даже в городах и сельских общинах жили группы, принадлежавшие к тем или иным племенам, но наряду с ними росло число оседлых, утративших родоплеменные связи - так называемых бану-хадир. Племенной строй находился на стадии разложения, внутри племен шел процесс классообразования. Племена возглавлялись наследственной феодально-патриархальной знатью (по мнению других ученых - раннерабовладельческой) - царями, эмирами, шейхами. Пастбищные территории - хима - находились в коллективной собственности племен, но распоряжалась ими знать. В частной собственности знати находились рабы, стада, плантации и обрабатываемые земли в оазисах, на которых работали многочисленные зависимые люди - мавля. Развитие торговли как между кочевыми племенами и земледельческими оазисами, так и с соседними странами - Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном - способствовало росту городов. Между племенами еще происходили войны из-за пастбищных территорий, угона стад и т. п. (абс-зубйан, бакр-таглиб и др.), но уже складывались большие политические союзы племен, например, Кинда (5-6 века), представлявшие собой зачаточную форму государства. Еще сильна была племенная асабийя - племенное самосознание, чувство племенного достоинства, племенной патриотизм, но уже зарождалась общеарабская асабийя - сознание принадлежности всех племен к единой арабской народности, арабский патриотизм. Каждый поэт еще воспевал свое племя и разил сатирой его врагов, но поэты Северной Аравии уже сходились на общие состязания в Мекку, и здесь отбирались лучшие поэмы - муаллаки, образовавшие сокровищницу общеарабской поэзии. Еще сохранялись культы племенных богов, но все фетиши племен Северной Аравии уже помещались в общеарабской храме - каабе (Мекка). Еще сохранялись племенные диалекты, но уже сложились 2 основных общеарабских языка - северо- и южноарабский. Так складывались предпосылки для объединения арабских племен в арабскую народность, для образования арабского раннефеодального (по другому мнению - ранне-рабовладельческого) государства и его религии - ислама, для превращения северного арабского диалекта, на котором был составлен Коран, в общеарабский язык. Именно тем, что эти процессы издавна назревали в рамках древнеарабского общества, объясняются быстрые темпы распространения ислама по всей Аравии, ликвидации племенных восстаний, охвативших Аравию после смерти Мухаммеда, а также последовавших за ними арабских завоеваний. Наличие значительных групп арабского населения в Сирии и Двуречье способствовало арабо-мусульманскому завоеванию этих стран и постепенной арабизации их населения. В дальнейшем арабизации подверглось также коренное население Египта, Северного Судана и стран Магриба.

Образование арабского народа, а затем арабизация других народов Западной Азии и Северной Африки, создание Арабского халифата и после его распада - ряда других арабских феодальных государств - все это не изменило "... общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части" арабов, что было отмечено К. Марксом в письме к Ф. Энгельсу ("Избр. письма", 1953, с. 73). Как в Аравии, так и в Сирии, Палестине, Иордании, Ираке, Египте, Судане, Барке, странах Магриба значительные массы продолжавшего кочевать населения (и незначительная часть оседлого) сохранили на протяжении 13 веков, вплоть до нашего времени, родоплеменную структуру и пережитки разлагающегося племенного строя. В основе племени лежала индивидуальная семья - аила. Несколько семей формировали большесемейную группу, объединяющую родственников до 5-го колена - ахл, бейт, аал, фахз, хамула и т. д. Несколько большесемейных групп составляли род - батн, фирка, ашира; несколько родов составляли племя - кабила, ашира, хайй; неск. племен образовывали союз - хилф, хайй, кабила. Неопределенность этой терминологии (одни и те же термины применяются к различным звеньям; меняется последовательность звеньев - то хайй или ашира делятся на кабилы; то кабила делится на хаййи или аширы; одна и та же реальная группировка считается то союзом племен, то племенем, то фракцией племени, то родом и т. д.) свидетельствует о крайней непрочности этой структуры и о частых ее изменениях. Кроме того, взаимоотношения внутри племен и между ними часто не ограничиваются указанными звеньями. Возникает ряд промежуточных звеньев как на низших, так и особенно на высших ступенях. В ряде случаев группы племен являлись политическими союзами, которые возглавлялись знатью сильнейшего племени; в других случаях речь идет о родстве, об этнических связях, но сама по себе группа не является политическим целым и распадается на автономные племена.

К концу 8 века арабские историки выработали ту генеалогию племен, к-рая до наших дней лежит в основе генеалогических представлений арабов. Достоверность этих представлений оспаривается современной наукой. Теоретически эта система соответствует генеалогии племенных эпонимов, причем для названия группы племен, племени или его части к слову "бану" - сыновья (в дальнейшем пишется сокращенно: "б.") - добавляется имя одного из мифических или реальных предков, или же названия животных (пережиток тотемизма). Согласно этой генеалогии, все арабские племена делятся на две основные группы: 1) южно-арабские, или йеменские, племена (б.-Кахтан); 2) северо-арабские племена (б.-Исмаил, или б.-Аднан, или б.-Маад, или б.-Низар). Это деление имеет этнический, а не географический характер, поскольку южные племена расселились задолго до ислама в Северной и Центральной Аравии, а также в Сирии и Двуречье. Южно-арабская группа делится на 2 группы племен: б.-Кахлан и б.-Химьяр; северо-арабская - на б.-Мудар и б.-Рабиа. К кахланитам относят племена: б.-Таи (существуют до наших дней; крупная фракция этого племени - б.-Шаммар кочует на Севере Ирака и Сирии); б.-Хамдан и б.-Мазхидж, сыгравшие большую роль в араб. завоевании Ирака; б.-Амиля, б.-Джузам, б.-Лахм, б.-Гассан, поселившиеся в Сирии до арабского завоевания; б.-Кинда, основавшие в 5 веке государство в Неджде; б.-Азд, состоящие из б.-Авс и б.-Хазрадж - племен, живших в 7 веке в Медине и сыгравших значительную роль в истории халифата как "ансары"(помощники) "пророка".

Химьяриты сыграли решающую роль в создании древней южно-арабской цивилизации и государственности. К этой же группе относят кудаитов (б.-Кудаа): племена б.-Бахра, б.-Танух, б.-Кельб, поселившиеся до ислама в Сирии, Палестине и Иордании, а также б.-Узра, б.-Джухейна и б.-Бали, поселившиеся в Северном Хиджазе. Вопрос о происхождении кудаитов спорен: иногда их относят к северным арабам, но сами кудаиты, заключившие в 7-8 веках союз с южными племенами, относят себя к потомкам Химьяра.

Мудариты, расселенные преимущественно в Западной и Центральной Аравии, делятся на 2 группы: б.-Кайс и б.-Хиндиф. К кайситам относят племена б.-Кайс, б.-Сулайм (последние переселились в 10-11 веках из округа Мекки в Египет, а затем в Нубию и Магриб), б.-Гатафан (состоявшие из абситов и зубьянов, ведших в 6 веке длительную междоусобную войну), а также федерацию племен б.-Амир ибн Сасаа, в которую входили: б.-Хилаль (совершившие вместе с сулаймами весь путь из Мекки в Северную Африку), б.-Килаб, б.-Кушайр, б.-Джада, б.-Укайль, б.-Аджлан, б.-Мурра и т. д. К хиндифитам относятся б.-Хузейль, б.-Тамим, б.-Кинана (к этому племени принадлежал род б.-Курейш, господствовавший в Арабском халифате).

Из наиболее крупных рабиитских племен известны б.-Асад, б.-Аназа, б.-Абд-аль-Кайс, б.-Бакр, б.-Таглиб и другие, расселенные преимущественно в Центральной и Восточной Аравии.

Героический эпос арабов - "Айям аль-араб", сложившийся еще в доисламскую эпоху, содержит известия о межплеменных войнах, но не является надежным источником по истории племен. Не является историческим памятником и более поздняя фантастическая "Повесть о бану-хилалях", хотя в основе ее лежит исторический факт вторжения б.-хилалей и б.-сулаймов в Северную Африку (11 век). Все арабские племена современного Магриба происходят либо от этих двух племен, либо от арабизированных берберских племен, возводящих свою генеалогию также к хилалям или сулаймам. Хадисы, а также устные сообщения, на основе которых была построена история арабских завоеваний 7 века, дают картину расселения арабских племен в эту эпоху и их участия в войнах ислама. В дальнейшем арабские племена почти исчезают из исторических хроник. Известия о них содержатся в трудах генеалогиста Ибн аль-Кальби (9 век), энциклопедиста ан-Нувейри (14 век), историка Ибн Хальдуна (14 - начало 15 веков), арабских географов. В основном племена упоминались в исторических трудах в связи с их участием в антиомейядских народных движениях 7-8 веков, в зинджей восстании (9 век), в движении карматов (конец 9 - начало 11 веков), а в более позднюю эпоху (17-19 века) - в связи с участием в антитурецких восстаниях и в движении ваххабитов. В хрониках отмечались также постоянные раздоры между феод. группами северно- и южноаравийского происхождения (кайси и келби) почти во всех странах, завоеванных арабами, вплоть до Пиренейского полуострова, на протяжении всех эпох, вплоть до 18 века.

В настоящее время основными арабскими племенами являются: в Северной и Центральной Аравии - харб, бали, атийа, джухайна, хувайтат, шарарат, аназа, шаммар, атайба, мутайр, аджман, халид, сухул, субаи, давасир, мурра, кахтан, дахран, йам; в Южной Аравии - зараник, хашид, бакил, захид, авамир, руашид, джанаба, харасис, карра, махра, йас, хаджир; в Ираке - шаммар, аназа, дафир, каб, мунтафик, хазаил, тайи, дулайм, лам, зубайд, абумухаммад; в Сирии - аназа, мували, хадидийин, фадл, акайдат; в Иордании - сахр, хувайтат; в Египте - тарабин, тайаха, джухайна, бали, мутайр, алайкат, маази, хараби; в Судане - кабабиш, кавахла, баккара; в странах Северной Африки - рийах, арад, атийа, амур, хувавида, талаба, макил. Как видно из этого перечня, изменились не только названия многих племен, но и карта их расселения. В то же время в результате распада племен и оседания кочевников многие арабы утратили прежние родоплеменные связи; и напротив, образование новых племенных союзов и включение пришлых элементов в состав племен вели к образованию новых племенных связей; таким образом, генеалогии племен еще дальше отошли от действительности. Развитие капитализма в арабских странах, оседание кочевников, превращение основных их массы в сельскохозяйственных и городских рабочих - все это наносит сокрушительный удар по пережиткам родоплеменного строя. На протяжении многих веков арабские народы были объединены общностью языка, культуры, психологии, общностью заселенного ими ареала, представляющего собой сплошной территориальный массив. Однако их сплочению в единый народ, как это было на территории Аравии в 7 веке (см. выше), препятствовали отсутствие политического и экономического единства, феодальная и племенная раздробленность, а с 19 века также колониальный раздел и порабощение. Вместе с развитием капитализма и национально-освободительной борьбы возникли общественные предпосылки для национальной консолидации арабов.

В. Б. Луцкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Происхождение ислама. Хрестоматия, сост. E Беляев, ч. 1, М.-Л., 1931; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографич. сб., I, М., 1958; Крачковский И. Ю., Историч. роман в современной арабской лит-ре, Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, "СЭ", 1957, Nol; Медников Н. A., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам, (т. 1-4), СПБ, 1897-1903; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Патриархально-феод. отношения у кочевников Сев. Аравии, в кн.: Переднеазиатский этнографич. сб., I, M., 1958; его же, Пережитки дуальной организации в родоплеменной структуре арабов, "СЭ", 1958, No 3; Закария, Васфи, Ашаир аш-Шам (Племена Сирии), Дамаск, (б. г.); Каххала, Умар, Муджам кабаиль аль-араб (Словарь араб. племен), Дамаск, 1949; Тахир Абд-аль-Джалиль, Аль-Баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в араб. странах), Каир, 1955; DeGoejeM. J., (Arabien). Völkerkunde, в кн.: Enzyklopaedie des Islam, Bd 1, Leiden - Lpz., 1913, S. 390-94; Smith W. R., Kinship and marriage in early Arabia, new ed., L., 1903.

Этнос: