Иванова Ю. В. Албанцы (НиРМ, 2000)

Версия для печатиВерсия для печати

Албанцы, шкиптар, шчиптар (самоназвание в единственном числе, от "шчип" — "говорить понятно"), в Италии — арбреши, в Греции — арванитес, народ, основное население Албании. Численность в Албании 3250 тыс. человек. Живут также в Югославии, главным образом в Косово (1985 тыс. человек), в Македонии (500 тыс. человек), в соседних с Албанией районах Греции (80 тыс. человек), в Италии (южные области и остров Сицилия, 130 тысяч), в Турции (15 тысяч), Болгарии, Румынии, Украине, США (115 тыс. человек). Общая численность свыше 5 млн. человек. Говорят на албанском языке (отдельная группа индоевропейской семьи). Выделяются гегийские (северные) говоры и тоскский диалект. Письменность на основе латинского алфавита.

Албанцы — потомки древнейшего населения Балканского полуострова. Некоторые учёные (в том числе албанские) считают основным этническим ядром албанцев племена иллирийцев, другие — фракийцев. На культуру и язык албанцев наложили отпечаток римское господство (II век до нашей эры — IV век нашей эры), славянская колонизация VI—VII веков, влияние Византии, включение части этнической территории в государства болгар и сербов, борьба за влияние между католической и православной церквами. С XI века происходило постепенное слияние отдельных территориальных групп и образование более крупных общностей. Этноним "албанцы" ("арберы") стал распространяться на всех обитателей Албании. В XV веке начала складываться социально-экономическая и политическая общность.

Господство Османской империи (конец XV века — 1912) вызвало интенсивную эмиграцию албанцев (в различные области Османской империи, в Италию, Россию и др.). Нарушились хозяйственные связи между албанскими областями, консервировались примитивные традиции в быту и хозяйстве, углублялись диалектные различия. В XVII—XVIII веках вследствие жестокой дискриминации христианского населения большинство албанцев перешло в ислам. В горных районах, сохранявших относительную самостоятельность и элементы родоплеменных отношений, население продолжало придерживаться православия (на юге) и католицизма (на севере). Этноним "арберы" был постепенно заменён новым — "шкиптар" (или "шчиптар", "штиптар"), по которому отличались говорящие понятно ("шчип") от завоевателей, говорящих на турецком языке. Потомки эмигрантов в Италии сохранили вариант средневекового этнонима "арбреши". Во второй половине XVIII — начале XIX вв. сформировались две главные группы албанцев: тоски (область Тоскэрия на юге) и геги (область Гегэрия на севере).

С середине XIX века усиливались процессы этнической консолидации, росло национальное самосознание албанцев. В конце XIX века сложился современный литературный язык (на основе тоскского диалекта). С конца XIX века происходила эмиграция албанцев в Египет, Америку (главным образом в США и Аргентину), Австралию. Национально-освободительная борьба албанцев против турецкого ига (независимость Албании провозглашена в 1912), затем против итальянских и германских оккупантов (1939—44) усиливала процесс национальной консолидации.

Традиционное хозяйство в низменных районах — земледелие (пшеница, рис, табак, оливы, на юго-западе цитрусовые), в горных — отгонное скотоводство (овцы, козы). Со временем развилось скотоводческо-земледельческое (с преобладанием кукурузы) хозяйство. В 1950—90-х годах сложилась аграрно-индустриальная экономика; промышленность лёгкая, горнорудная, нефтедобывающая, деревообрабатывающая. Возникли рабочие посёлки, городской (преобладающей) и сельский типы бытовой культуры. Около 1/3 албанцев живёт в городах.

Основа традиционной пищи — кукурузный и пшеничный хлеб, у земледельцев преобладали овощные, у скотоводов — молочные блюда. Планировка сёл в горах — кучевая и разбросанная; в долинах и городах — кучевая. По мусульманской традиции городские дома были расположены в глубине закрытых дворов. С начала XX века в больших городах, а с середины XX века повсеместно преобладает квартальная планировка.

Традиционное жилище албанцев в горах — средиземноморского типа: двухэтажные каменные дома (внизу — хлев, наверху — жилые помещения), под крутыми крышами (из-за обильных снегопадов) из драни; в долинах — небольшие хижины из камня, глинобитные, плетнёвые или дощатые; преобладали двухэтажные дома, каменные или рамной конструкции. Для Северной Албании в прошлом характерны укреплённые каменные дома-башни (кулы). В современном селе доминируют двухэтажные дома (оба этажа жилые) с лоджиями, кирпичные, штукатуренные, под 4-скатными черепичными или шиферными крышами. С 1980-х годов в городской архитектуре — многоэтажные дома (бетон и другие современные материалы). Для интерьера сельских и городских жилищ характерно обилие ковров, драпировок.

Традиционная одежда (ныне сохранилась в фольклорных вариантах) у скотоводов — из шерстяных тканей, земледельцев — из шерстяных, льняных, шёлковых, хлопчатобумажных. Преобладающие цвета — белый, чёрный, красный. Украшения — вышивка, аппликация, кружева, декоративный шнур. Исходные элементы мужского и женского традиционного костюма — белая рубаха прямого покроя с длинными рукавами и верхняя плечевая распашная одежда без застёжки. Мужская "фустанелла" (подол рубахи превратился в белую юбочку, наплечная одежда — в жилет) была почти повсеместно распространена в XVIII веке, до XX века сохранялась на юге. Тип "тирчи" (узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка) распространился в XIX веке (кроме юга), частично сохраняется в горной зоне. Мужской головной убор — белая валяная (реже вязаная) шапочка, полусферическая или с плоским верхом.

В женском костюме обязательны фартук (шерстяной, ярких расцветок), обилие вышивок и серебряных украшений; головной убор полотенчатый. Обувь — из цельных кусков сыромятной кожи. Под влиянием турецкой культуры одежда албанцев дополнилась шальварами, золотошвейными украшениями.

Традиционные виды прикладного искусства: обработка серебра (литьё, филигрань), резьба по камню и дереву, ковроткачество (полихромный геометрический орнамент). С XVII—XVIII веков известна полихромная роспись интерьеров жилых и культовых зданий (преобладают растительные мотивы).

Сохраняются эпические сказания, песенный и танцевальный (хороводные танцы) фольклор, народные музыкальные инструменты — духовые (фюэл — род свирели, волынка), струнные (чифтели, ляхута), ударные (барабан). Древние верования (почитание явлений природы, особенно характерен культ солнца, растительности, воды, гор, перевалов и т. п.) отразились в современных календарных и семейных обрядах.

Ю. В. Иванова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с.34-36.

Страны: 
Этнос: