Петрушевский И.П. Кызылбаши

Версия для печатиВерсия для печати

КЫЗЫЛБАШИ (азерб. "красноголовые", от шапки с 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов) - объединение тюркских кочевых племен Малой Азии, Сирии и Азербайджана (первоначально шамлу, румлу и частично устаджлу, текелю, афшар, каджар, зулка-дар, позднее и другие племена). Кызылбаши были главной опорой шиитского дервишеского ордена Сефевие, который к середине 15 века превратился в военно-религиозное братство кызылбаши. Верхушка кызылбаши состояла из военно-кочевой знати племен, низы - из рядовых кочевников. Идеологией верхов был умеренный шиизм имамитского толка, рядовых - учение крайних шиитов, служившее идеологией народных движений 14-15 веков; последнее обеспечивало кызылбаши сочувствие народных масс. Военно-феодальная верхушка кызылбаши в борьбе за власть использовала поддержку социальных низов и их идеологов. Кызылбаши отличались боевым шиитским фанатизмом, их шиизм был религиозной формой политической оппозиции суннитским государствам - Османской Турции и Ак-Коюнлу. Вместе с тем отряды кызылбаши постоянно совершали набеги на соседние немусульманские страны во имя "войны за веру", а по сути для захватов военной добычи и пленников. Во время этих набегов они проходили через владения ширваншахов, которым при помощи Ак-Коюнлу не раз удавалось разбить кызылбаши (1460, 1488). Воспользовавшись междоусобиями в государстве Ак-Коюнлу, кызылбаши в 1499 году восстали и предводительствуемые Сефевидом Исмаилом (см. Исмаил I) между 1500-1503 годами разгромили Ширван, Ак-Коюнлу, провозгласили Исмаила шахом. В Сефевидском государстве кызылбашская знать надолго заняла руководящее положение. В 16 - начале 17 веков восстания кочевников и крестьян в Малой Азии против турецких султанов часто носили шиитско-кызылбашскую окраску. В русских официальных документах 16-17 веков кызылбаши называли всех подданных Сефевидского государства.

И. П. Петрушевский. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Источники:

Мирхонд, Раузат ас-сафа (Сад чистоты), нов. изд., т. 6, Тегеран, 1330 с. г. х. (1960); Хондемир, Хабиб ас-сийар (Друг жизнеописаний), т. 3, ч. 4, Тегеран, 1334. с. г. х. (1955); Фазлаллах ибн Рузбихан Хунджи, Тарихи Амини, англ. пер., в кн.: Minorsky V., Persia in 1478-1490, L., 1957.

Литература:

Петрушевский И. П., Государства Азербайджана в XV в., Сб. ст. по истории Азербайджана, в. 1, Баку, 1949; Эфендиев О. A., Образование азерб. гос-ва Сефевидов в нач. XVI в. Баку, 1961; Новичев А. Д., История Турции, (т.) 1, Л., 1963, гл. 4, §7, гл. 5, §5; Петров П. И., Данные источников о составе воинских контин-гентов Исмаила I, "НАиА", 1964, No 3; Кесрави А., Шейх Сефи ва табараш (Шейх Сефи и его происхождение), Тегеран 1323 с. г. х. (1944); Aubin J., Études Safavides, "Journal of the economic and social history of the Orient", 1959, v. 2, pt l; Minorsky V., The supporters of Lords of Ardabil, в кн.: Tadhkirat al-muluk, L., 1943; его же, Shaykh Baliefendi on the Safavids, "BSOAS", 1957, v. 20; Roemer H. R., Die Safawiden, "Saeculum", 1953, Bd 4, H. 1.

Страны: 
Этнос: