Чебоксаров Н.Н. Литовцы

Версия для печатиВерсия для печати

ЛИТОВЦЫ (самоназвание - лиетувяй (lietuviai)) - нация, составляющая основная часть населения Литовской Советской Социалистической Республики. Численность литовцев в СССР - 2326 тысяч человек (1959); из них в Литовской ССР - 2151 тысяч человек, в других республиках (главным образом северо-запад РСФСР, Латвия, Белоруссия) - 175 тысяч человек. За рубежом литовцев свыше 530 тысяч человек (1963-1964), из них в США 450 тысяч, в Западной Европе - 24 тысяч, в Канаде - 20 тысяч, в Польше - 15 тысяч, в Южной Америке (преимущественно в Аргентине) - 13 тысяч, в Австралии - 9 тысяч. Большинство этих литовцев (кроме живущих в Польше) - потомки эмигрантов конца 19 - начала 20 веков. Литовский язык вместе с родственными ему латышским и исчезнувшим в 16 веке прусским языками относится к балтийской или летто-литовской ветви индоевропейской семьи языков. В составе этой семьи балтийские языки обнаруживают наибольшую близость со славянскими. В прошлом язык литовцев распадался на ряд диалектов и местных говоров; в настоящее время диалекты почти незаметны. Верующие литовцы - главным образом католики. Основой их формирования были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки которых еще в начале 2-го тысячелетия до н. э. проникли с Юго-Запада в бассейн Немана и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных "боевых топоров". Археологические памятники и письменные источники 1-го - начала 2-го тысячелетий н. э. позволяют наметить районы расселения этих племен. Главнейшими из них были собственно литовцы, или аукштайты (литва в русских летописях), и жемайты (жмудь). Вошли в состав литовцев также часть судавов (ятвяги), южные группы куршей (корсь) и земгалов (земигола). В 9-12 веках н. э. с развитием производительных сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и другие ремесла) усиливается взаимодействие между территориально-племенными группами литовцев, растет среди них социальная дифференциация, возникают раннефеодальные отношения, постепенно складывается литовская народность. Этнической консолидации литовцев способствовало образование в 1-й половине 13 века Литовского государства, которое окрепло в упорной борьбе с агрессивным Тевтонским орденом. Внутри этого государства в течение 14-16 веков развивались связи литовцев с восточно-славянскими народами - русскими и белорусами. Борьба с орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце 14 века феодальной верхушкой литовцев католичества, долго еще остававшегося чуждым широким народным массам, также способствовало полонизации литовских помещиков и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян стойко сохраняло свой родной язык, свою самобытную материальную и духовную культуру. Даже литовцы района Клайпеды (Мемеля), попавшие в 13 веке под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков насильственной германизации, не утратили своего этнического самосознания. В период феодализма с характерной для него экономической обособленностью отдельных районов внутри единого литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся между собой по диалектам и некоторым культурно-бытовым особенностям. Кроме жемайтов и аукштайтов, сохранявших наименование и локализацию древних племен, такими группами были, например, дзуки на Юго-Востоке Литвы (потомки части судавов), восточные занеманцы - капсай и западные занеманцы - занавикай. Диалект литовцев Занеманья впоследствии (в 19 веке) лег в основу литовского литературного языка. В 1795 и 1815 годы этническая территория литовцев (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. Во 2-й половине 19 века в Литве складывается литовская нация. С 1940 года в составе Союза ССР литовский народ пошел по пути социалистического развития, которое в послевоенные годы привело на основе экономического и культурного развития к ликвидации антагонистических классов и сплочению литовцев в единую социалистическую нацию. Литовцы создали разнообразную материальную и духовную культуру, во многом близкую к культуре соседних народов (латышей, белорусов, западных русских, северных поляков), но в то же время обладающую специфическими особенностями.

H. H. Чебоксаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Литовцы, в кн.: Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Вишняускайте А., Этнографические исследования в Литве в 1940-1960 гг., "СЭ", 1960, No 3; Даниляускас А., К вопросу об изучении культуры и быта литовских рабочих, там же, 1962, No 5; Семьи и семейный быт колхозников Прибалтики (Тр. Ин-та этнографии, т. 77), М., 1962; Dunduliené Р., Zemdir byste Lietuvoje, Vilnius, 1943; Lietuviu etnografijos bruozaj, Vilnius, 1964; Is lietuviu kulturos istorijos, v. 1-4, Vilnius, 1958-64; Lietuvos archeologijos bruozai, Vilnius, 1961; Lietuviu tautosakos apubraiza, Vilnius, 1963; Lietuvos TSR istorija, t. 1-3, Vilnius, 1957-65.

Страны: 
Этнос: