Богуславски Владимир. Буряты: исторический очерк.

Буряты (самоназв.— бурят, рус. название — братские) — нация, коренное население совр. Бурятии. По антропологич. признакам Б. относятся к центр.-азиат. типу монголоидной расы. Говорят на бурят. яз. Древняя религия Б. — шаманство, вытесненное в Забайкалье ламаизмом. Отсутствие у древних Б. письменности — гл. причина, почему сведения о их происхождении носят легендарный характер. Однако несмотря на разноречивость и сбивчивость их преданий, все они сходятся на первоначальном происхождении Б. от ойратов — бурят, жившихь у оз. Байкал; причём предания, распространённые более на северо-запад, производят Б. от миф. личности — Буха-Ноина, а предания юго-вост. Б.— от легендарного героя Баргубатора. Согласно наиболее распростран ённому сказанию сев.-зап. Б., родоначальником их был хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, имевший от сожительства с шаманкой Асухан 2 сыновей — Бурядая и Хоридая. 1-й имел также 2 сыновей: Икирида (Экирита) и Болгода, из к-рых у старшего было 8 сыновей, давших начало 8 родам Баргy-бурят, а от 5 сыновей младш. брата произошли роды кударинских бурят. Хоридай женился на хубилганке-лебеди и с нею прижил 11 сыновей, давших начало Хоринским родам Б.; но сами хоринцы производят себя от монголов-туметов, от младшего сына туметского кн. Тайджина, легендарного героя Хоридая Мэргэна. Селенгинский род Б.— Сарадул считал себя прямым наследником Чингисхана; а род Залайр-узон вёл свою родословную от Узона, брата Чингисхана. По преданиям кудинских Б., предки их перешли на Лену и к Байкалу с берегов р. Тобол и т. д. Более достоверные историч. данные о Б. начинаются с ХП в. въ истории Монголии. Судя по этим данным, Б. кочевали в то время у Байкала. При завоевании казаками Сибири в ХVII в. Б. были аборигенами в занимаемых ими ныне местах. 1-е знакомство русских с Б. относится к 1612, а в 1628 некоторые из сев.-зап. племён Б. были впервые обложены ясаком. Основание на берегу Ангары Братского острога (1631), а особенно насильственное крещение И. С. Перфильевым Б. и его жестокости вызвали бегство сначала рода Балагат (Булагат), через р. Тунка, к халхасам, а в 1660 за первыми беглецами в Монголию последовали и тункинские Б. Разразившаяся вскоре война в Халхе из-за нашествия джунгарск. Галдана Бошокту-хана и изменившиеся в пользу туземцев порядки в Сибири стали причиной возвращения Б. в область течения Тунки и в Забайкалье (1665—1710). Постепенно, хотя и не без борьбы, все роды Б. присягнули рус. царю, так что к нач. ХVIII в. все сиб. Б. считались рус. подданными. В XVII в. Б. составляли несколько племенных групп, крупнейшими среди к-рых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. В состав Б. вошло позднее нек-рое число монголов и ассимилированных родов эвенков. Сближение бурят. племён между собой и их последующая консолидация в единую народность были исторически обусловлены близостью их культуры и диалектов, а также соц.-политич. объединением плем ён после их вхождения в состав России. В основном этот процесс завершился в кон. XVII— XVIII в. Основу хоз-ва Б. составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у вост. племён; некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство. В XVIII—XIX вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губ. и Зап. Забайкалье. Б. испытали сильное влияние рус. материальной и духовной культуры.

+ + +

Братские люди — название бурят (булагатов, эхиритов, хоринцев и др.), крые в XVII—XVIII вв. кочевали на обширной территории по обе стороны озера Байкал. Назв. Б. л. сохранилось и в совр. наименовании г. Братск, построенного недалеко от старого Братского острога.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Этнос: