Тюрки (ЛГ.Э, 2013)

ТЮРКИ — крупнейшая в Евразии этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Хан Алтая и в Великой Степи Евразии в 1 тысячелетии до н. э. Наряду с земледелием, одним из традиционных занятий Тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа (металла). Тюркская культура тесно связана с кочевыми культурами Северной Евразии. Тюрки говорят на языках тюркской группы. Слово «тюрк» означает — сильный, крепкий. Общая численность около 170-180 млн. человек. Изучению истории Тюрок отведена большая часть работ Гумилёва, одна из которых — «Древние Тюрки», посвящена автором «нашим братьям — тюркским народам Советского Союза». Так пишет Гумилёв о происхождении Тюрок: «Само слово «турк» значит «сильный, крепкий». Согласно А. Н. Кононову, это — собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения. Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V веку, когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени — сяньбийский, т. е. древне-монгольский». По мнению Гумилёва, легенды о происхождении Тюрок возникли на Алтае и, может быть, были созданы специально для того, чтобы «обосновать права пришельцев на исключительное положение. Первая легенда любопытна тем, что она знает об «отрасли дома Хунну от Западного края на запад», т. е. о державе Аттилы. Эта отрасль была начисто истреблена соседями; уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и «по прошествии нескольких колен некто Асяньше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужжаньского хана». Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки-тукю (тюркют) происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы, причем если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 года, а тюрки выступают как народ уже в 545 году, то можно было бы только подивиться быстроте размножения их и смене поколений! Вторая легенда выводит тюрок от местного рода Со и опять-таки от волчицы. Все представители рода Со, по легенде, погибли «из-за собственной глупости» (в чем она проявлялась, не объяснено), только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем Цигу, а третий и четвертый — на реке Чуси (Чуе) в Южном Алтае. Эта легенда объяснена Н. А. Аристовым, который сопоставил Со легенды с родом Со у кумандинцев — североалтайского племени на реке Бие, первого внука увязал с племенем лебединцев — кукижи, а второго — с кыргызами, жившими между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем). Внук старшего сына — Асянь-ше первой легенды. Здесь они обе смыкаются. Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, были населены племенами, происходившими от хуннов и говорившими на тюркских языках. С этими аборигенами слились дружинники князя Ашина и наделили их именем «тюрк», или «тюркют». Судьба этого слова настолько примечательна и важна для нашей темы, что следует уделять этому сюжету особое внимание. Слово «тюрк» за 1500 лет несколько раз меняло значение. В V веке тюрками, как мы видели, называлась орда, сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI- VIII веках небольшой народ, говоривший уже по-тюркски» («Древние Тюрки», 28-29).

Т. К. Шанбай

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 596-597.

Этнос: