Французская карикатура на испанца.
ИСПАНЦЫ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Постоянные миграции в течение нескольких столетий приучили жителей Пиренейского полуострова к тому, что горизонты мира простираются далеко за пределы их родной местности. Поэтому территориальная мобильность и родственные связи имеют огромное значение для эмигрантов. Очень часто испанцы отправляются за океан, поскольку у них не получается найти применения своим способностям на родине. Многие не могут сделать карьеру в Европе из-за сословных предрассудков вроде благородства происхождения. Путь наверх закрыт и для новообращенных (converses), так называемых «новых» христиан.
Перемещаясь по территориям Индий, испанцы руководствуются обычным здравым смыслом. Он заключается в желании сохранить все нажитое и приумножить семейное достояние, что вызвано развитым чувством рода, который включает в себя всех членов семейства по обеим сторонам Атлантики. В отличие от Испании в Индиях ценится не столько чистота крови, сколько достоинство, желание быть признанным, жить благородно. Первостепенность и значимость богатства, привычка выставлять его напоказ превращают благородное происхождение во второстепенную моральную и социальную категорию. Попав в Америку, все испанцы желают стать «донами» и ведут себя как представители знати, даже если в Испании они были скромными ремесленниками. Так что дворянство является мечтой и желанной целью всего испанского населения в Америке, как европейского происхождения, так и креолов. Потомки аристократии, зародившейся в эпоху Конкисты, эти последние очень скоро развивают развитое национальное самосознание и трепетное отношение к правам, дарованным им Короной, как подданным naturales de las Indias («уроженцам Индий»).
Испанцы, рожденные в Америке, крайне редко назначаются вице-королями. Высшее духовенство также по большей части европейского происхождения. Подобный выбор подчеркивает как юридический статус американских вице-королевств как субъектов империи, так и несколько пренебрежительное отношение к креолам, считающихся менее компетентными. Впрочем, в обычаях Мадрида назначать на все ключевые должности в колониях исключительно кастильцев. И все же в 1675—1760 годы большинство креолов находит место в аудиенсиях, муниципалитетах, кассах королевской казны, соборных капитулах и епархиальных приходах. Эта тенденция к американизации очень сложна и ставит под вопрос принцип европейского превосходства. Прежде всего, необходимо принять во внимание ослабление правительства Мадрида после 1660 года. Уменьшение военного присутствия и военных действий со стороны Короны благоприятствует относительной автономии самых удаленных вице-королевств, и, следовательно, интересам местных групп. Также не будем забывать об основной причине беспокойства правящих кругов Мадрида: преданности местных аристократов в первую очередь своей «родине», земле, и только потом королю. По мере формирования в Перу и Новой Испании кругов, обладающих экономическим весом, они начинают оказывать и политическое влияние, главным образом на назначение прелатов. Хотя большинство этих последних и европейского происхождения, но часть их семьи проживает в Индиях в течение как минимум полувека, поддерживая важные семейные и торговые связи со своей родиной.
«Американизация» вице-королевств, однако, резко замедляется с 1760-х гг. Централизаторские реформы Бурбонов, направленные на увеличение налоговых сборов, благоприятствуют возникновению монополий, которые находятся под прямым контролем Испанской Короны. Новоприбывшие чиновники из Европы устраиваются в ущерб местным, которые ранее были ответственны за налоговые сборы. Креолы больше не назначаются ни членами Аудиенсий и церковных капитулов, ни армейскими офицерами или финансовыми чиновниками. Во второй половине XVIII в. имеет место своего рода вторая Конкиста — бюрократическая. Отчаяние креолов, чувствующих себя бессильными и их ненависть к испанским наместникам, обзываемым gachupines в Новой Испании и chapetones в Перу, станет одной из главных причин войн за независимость.
Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с.62-65.