ГУННЫ — союз тюркских племен, по Гумилёву — хунно-угорские метисы. Согласно Гумилёву, название «гунны» соответствует западным гуннам, восточноазиатских гуннов ученый называл «хуннами». Гумилёв посвятил истории этого степного этноса две книги «Хунну» (1960) и «Хунны в Китае» (1974). История народа хунну была интересна Гумилёву прежде всего тем, что она являла собой полный завершенный цикл этногенеза (т. е. рождение, развитие и угасание этноса). «Его наименование оказалось гораздо более долговечным, чем сам народ», — отмечает ученый во вступлении к своей книге («Хунны. Хунны в Китае», 9). Историю народа гуннов Гумилёв непосредственно связывает с хуннским народом. Так, в «Открытии Хазарии» он пишет: «Хуннский народ распался на четыре ветви.
Одна из них поселилась на берегах Хуанхэ и в предгорьях Алашаня... Другая осталась на берегах Селенги и в Забайкалье, на границе таежной зоны. Третья укрылась на склонах Тарбагатая и Джунгарского Алатау, а четвертая отступила на берега Урала и Волги, где, смешавшись с уграми, превратилась в «гуннов». Эти последние перебрались через степи современного Казахстана, также подвергшиеся иссушению, не в поисках травы и воды, а спасаясь от жестокого врага— сяньбийцев (древних монголов). Все их передвижение от Тарбагатая до Волги заняло немногим больше трех лет, и поэтому они не оставили на своем пути археологических остатков. По сути дела это была отступавшая армия, терявшая обозы, раненых и ослабевших. «Ослабевшие» скрылись на время в горах Алтая и впоследствии неоднократно удивляли Азию своей доблестью. Те же «неукротимые», которые, дойдя до Волги, оторвались от противника, положили начало новому большому народу, который в V в. завоевал пол-Европы, — гуннам» («Открытие Хазарии», 85-86). За 200 лет с осколком хуннского народа, по мнению Гумилёва, произошли такие изменения, что долгое время ученые не решались отождествлять азиатских хуннов и европейских гуннов. Точку в решении этого вопроса, согласно Гумилёву, поставила работа Иностранцева К. А. «Хунну и Гунны» (А., 1926). Наибольшего территориального расширения и мощи Гуннский союз племен, в который, кроме гуннов, входили покоренные ими остготы, герулы, гепиды, а также некоторые другие германские и негерманские племена, достиг при Аттиле (правил в 434- 453). В 451 году гунны вторглись под предводительством Аттилы в Галлию, но на Каталаунских полях были разбиты римлянами, вестготами и франками. После смерти Аттилы среди гуннов возникли распри, чем воспользовались гепиды, возглавившие восстание германских племен против гуннкого ига. В битве при реке Недао (в Паннонии) гунны были разбиты и ушли в Причерноморье, их союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу.
Постепенно гунны исчезают как народ, хотя их имя еще долго встречается в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. Долгое время слово «гунны» звучало как синоним свирепых дикарей. Заслуга работ Гумилёва в этом вопросе заключается в том, что он не хвалит или порицает гуннов, а пытается разобраться в форме организации и культуре, созданной этим племенем, которые позволили ему сохранять самостоятельность и самобытность на протяжении многих столетий, тем самым определяя значение гуннов в истории человечества.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 205-206.