Бейкер Д.Р. Что же означает слово «кельты»?

Как ясно из того, что было сказано в этой главе, слово «кельты» было использовано с очень разными значениями. Археолог, основывая свое мнение на материальных объектах, погребенных с телами или пеплом, может применить это слово ко всем или почти всем, кто принадлежал к культуре Гальштат, или к тем, кто сформировал особый стиль в рамках этой культуры, или, наоборот — и это обычно чаще встречается — к тем, кто создал и распространил латенскую культуру. Историк может использовать этот термин для нации, населявшей часть того, что представляла собой Франция, в древние времена — это политическое применение термина. Лингвист может означать им очень разных людей, которые используют или использовали определенный язык или группы родственных диалектов. Антрополог может применить его к тем людям альпинидной субрасы, которые составляли часть населения древней Франции, или даже к альпинидной субрасе в целом. Или, наоборот, для тех нордидов (возможно, слегка смешанных с альпинидами), которые говорили на негерманском языке, или народу определенных местных форм нордической субрасы, часть которых принесли культуру железного века на Британские острова до римской оккупации Британии.

Никто не имеет права настаивать на том, что слово «кельты» должно быть использовано с особым значением, которое вызывает его большее одобрение. В антропологическом смысле, в отличие от археологического, политического или языкового, кажется, лучше всего использовать его для обозначения людей, которые принесли культуру железного века в Великобританию до вторжения белгов, а также континентальный группы, из которой они возникли. Эти люди, как и белги, принадлежали к «местным формам» нордической субрасы (возможно, с ограниченной примесью альпинидной субрасы). Современное население Великобритании, вероятно, происходит в основном от «кельтов» (в этом смысле) и белгов, хотя и более древняя группа оставила свой след достаточно четко в некоторых частях страны, а в дальнейшем англы и саксы и другие северяне сделали еще один дополнительный нордический вклад.

Эта книга не имеет отношения к вопросу о том, являются ли группы лиц, занимающихся определенным искусством, или говорящие на конкретных языках, или образующие определенные нации, или занимающие конкретные территории, лучше или хуже других. Эта книга связана с различиями между этническими (расовыми) таксонами человека и с расовой проблематикой. 

Бейкер  Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 351.

Этнос: