Третьяков П.Н. Славяне древние

Версия для печатиВерсия для печати

СЛАВЯНЕ ДРЕВНИЕ - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Источниками по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, известия греко-римских и византийских авторов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), а также раннесредневековых летописей, хроник и арабских авторов. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к 1-2 векам н. э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах так называемой «Европейской Сарматии», между Карпатами и Балтийским морем, восточнее германцев (Плиний Старший, Птолемей). В конце 1 века венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами (финнами), т. е., по-видимому, на восток от Вислы. В Пейтингеровых таблицах венедо-сарматы указаны по соседству с бастарнами, гетами и даками, жившими в низовьях Дуная и на Карпатах. Иордан помещал венедов в бассейне Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во 2 веке Птолемею были известны суовены (soyobnnoi). По мнению ряда исследователей, это название распространилось впоследствии в Южной Европе в качестве наименования всех славян, тогда как западные соседи славня долго пользовались наименованием венеды (нем. Wenden, Winden, финск. venäjä, veneä). В начале 6 века о «славянах» говорит византийский автор Псевдо-Кесарий Назианзский; с середины 6 века наименование Sklabnnoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 века относится первое упоминание о славянах (сакалиба) в арабских источниках (Абу Малик аль-Ахталь).

Данные языкознания, гидронимии и так называемой лингвистической географии связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на Западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Поднестровье и до Среднего Поднепровья на Востоке. Северными соседями славян, по данным сравнительно-исторического языкознания, были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. Восточными соседями славян были западно-иранские племена (скифы, сарматы), южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты. Такие представления о территории древних славян были обстоятельно обоснованы Л. Нидерле. В настоящее время остается, однако, дискуссионным вопрос о древнейшей «родине» славян. По мнению некоторых польских лингвистов (Т. Лер-Сплавинский, М. Рудницкий), она находилась на Одере и Висле; большинство исследователей (К. Мошиньский, Г. Улашин, Ф. П. Филин и многие другие) помещают ее к Востоку от Вислы.

По предположению большинства советских, польских и чехословацких археологов, древние славяне, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. В последующее время славяне были представлены несколькими генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели тшцинецкая культура, распространенная в 3-й четверти 2-го тысячелетия до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13-4 века до н. э.) и поморская культура (6-2 века до н. э.) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - начало 6 веков до н. э.), невров или даже скифов-пахарей Геродота. Предположительно со славянами связывают подгорцевскую и милоградскую культуру (7 век до н. э. - 1 век н. э.). Существовавшие с конца 1-го тысячелетия до н. э. в бассейне Вислы пшеворская культура, а на Припяти, в Среднем Поднепровье - зарубинецкая культура связываются с венедами (среди пшеворских группировок были и германцы). Это были культуры развитого железного века, их носители занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.

Во 2-4 веках н. э., в результате движения на юг германских племен (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении славян на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на Север и Северо-Восток по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 веках в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие черняховские древности. Некоторые археологи (Э. А. Сыманович, М. Ю. Брайчевский) считают их славянами, другие - полиэтничной группировкой, включавшей славянские элементы. В конце 5 века, после падения державы гуннов, началось движение славян на юг: к Дунаю, в Северо-Западное Причерноморье и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена славян разделялись тогда на две группы - антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с Севере и Северо-Западе). Во время первых вторжений славян на Балканский полуостров они были названы в письменных источниках древним именем дакофракийского населения низовьев Дуная - гетами (о вторжении славян на Балканский полуостров см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян; они удержали все свои другие земли в Центральной и Восточной Европе. Более того, во 2-й половине 1-го тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Современники славяно-византийских войн (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Феофилакт Симокатта и др.) сообщают многочисленные данные о славянах того времени, их расселении, быте, общественном строе, языческой религии, военных предприятиях. Славяне описываются как обитатели лесов, устраивавшие свои хижины у озер и болот в труднопроходимых местах; славяне не имели городов, занимались сельским хозяйством. Маврикий о славянах пишет: «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах?), в особенности проса и пшеницы»; они «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне «...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве...» (Прокопий из Кесарии, Война с готами, III (VII), 14, 22; рус. пер., М., 1950). Как анты, так и склавины распадались на отдельные племенные группировки: уже в 7 веке известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие «племена» славян, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, дулебы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В 7-8 веках среди объединений славян, проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие другие. В исторических источниках сохранились имена славянских военных вождей: Боз, Пирагост, «Мезамир сын Идаричев, брат Калагаста», Добрит, Хвалибудий и другие. Опасаясь объединения славян, византийцы стремились использовать в своих целях их политическую разобщенность, поддерживали в среде славян межплеменные конфликты. Языческая религия славян описана Прокопием, отчасти известна и из описаний восточнославянских племен в «Повести временных лет» и из церковных поучений. «Они считают, - сообщает Прокопий, - что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают и реки, и нимф (русалок. - Ред.), и всякие другие существа, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания" (там же, III (VII), 14, 24).

Некоторые черты древнеславянской мифологии восстанавливаются на основе письменных источников 6-12 веков, археологических и этнографических сведений. К числу древнейших форм религии относятся семейно-родовые культы предков – «родителей» (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки, масленица и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Даждь-бог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон славянских божеств. К низшим божествам относились: леший (duch lisny - польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеславянский пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тысячелетия наблюдается перерождение племенных культов в государственные.

Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками славян 6-7 веков, которые хорошо известны на территории СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками, отдельные городища-замчища, могильники и курганы с остатками трупосожжений, в том числе отдельные могилы знати с богатым инвентарем и клады, содержащие нередко драгоценности византийского происхождения. И письменные, и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тысячелетия славяне порывают с родовым строем. Этот процесс был обусловлен изменениями в экономической жизни славян, прежде всего в системе земледелия и землепользования, в появлении ремесел. Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства и образованию классов.

В итоге расселения славян по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность славян начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трех славянских группировок - западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших славянских государств (Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь) в конце 1-го тысячелетия н. э. начали формироваться средневековые славянской народности.

П. Н. Третьяков. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Источники:

Иордан, О происхождении и деяниях гетов. Getica, M., 1960; Прокопий из Кесарии, Война с готами, М., 1950; Феофилакт Симокатта, История, М., 1957; Мишулин А. В., Древн. славяне в отрывках греко-рим. и визант. писателей по VII в. н. э., "ВДИ", 1941, No 1.

Литература:

Погодин А. Л., Из истории слав. передвижений, СПБ, 1901; Шахматов A. A., Древнейшие судьбы рус. племени, П., 1919; Нидерле Л., Слав. древности, пер. с чеш., М., 1956; Третьяков П. Н., Восточнослав. племена, М., 1953, с. 97-204; его же, Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М. - Л., 1966, с. 190, 285; Филин Ф. П., Образование языка вост. славян, М. - Л., 1962; Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963 (МИА, No 108); Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского единства, М., 1963; Niederle L., Slovanské starozitnosti, dl 1, Praha, 1925, (2 vyd.), dl 2-3, Praha, 1906-19; его же, Zivot starých slovanu, dl 1-2, Praha, 1911-25; Lehr-Splawinski T., O pochodzeniu i praojczyznie slowian, Poznan, 1946; Eisner I., Rukovet'slovanské archeologie, Praha, 1966.

Этнос: