Дюран-Форе Ж. де. Религиозное мировоззрение ацтеков

Версия для печатиВерсия для печати

Древние мексиканцы считали, что различные сферы пространства находятся под контролем пантеона многочисленных божеств. Как пишет тецкокский хроникер Помар: «Они имели столько идолов, что они были практически на каждый случай...»

Множество ацтекских богов восходит к классическому периоду Теотиуакана, например Пернатый Змей и бог с шаровидными глазами, представлявшие предшествующие формы Кецалькоатля и Тлалока, бога дождя и плодородия, чей культ был одним из древнейших и распространенных в Древней Мексике.

Другие божества проникли на плато благодаря племенам чичимеков, пришедших из Астлана, например Уицилопочтли, «колибри юга, или колибри левой стороны», племенной бог — покровитель ацтеков-мешика, превратившийся вместе с их возвышением в мощного и опасного бога.

По мере распространения Империи племенные божки завоеванных владений входили в ацтекский пантеон, а их статуи помещались за священными стенами Теночтитлана и запирались, если не сказать, заточались в решетчатом зале Коакалько, «в доме змеи». Здесь ацтеки не придумали ничего нового; такова была политика, практиковавшаяся римлянами; до них — империями-завоевателями Древнего Востока; и инками, современниками ацтеков в Южной Америке.

Большая часть божеств была покровителями определенных групп людей, каждый кальпулли имел свое особое божество.

Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 131-132.

Этнос: