ТУВИНЦЫ (самоназвание - тыва; устаревшие название, употреблявшиеся в литературе, - сойоны, сойоты, урянхайцы, танну-тувинцы) - социалистическая нация *, основное население Тувинской АССР. Численность - 139 тысяч человек (1970 год, перепись). Группы тувинцев живут также в МНР (около 20 тысяч человек). Тувинский язык относится к группе тюркских языков. По антропологическому типу тувинцы - монголоиды. Верующие тувинцы - ламаисты, шаманисты. До социалистических преобразований главным занятием тувинцев в степных и горно-степных районах, занимающих около половины Тувы, было кочевое скотоводство в сочетании с примитивным земледелием; разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, а в южных и юго-восточных районах также верблюдов и яков (сарлыков). Основным жилищем служила войлочная юрта. Северо-восточные тувинцы (тоджинцы) были таежными оленеводами и охотниками; важное значение, особенно в семьях бедняков, имели также собирательство и рыболовство. Жилищем служил чум. Между степными тувинцами и тувинцами-тоджинцами имелись различия также в языке и антропологическом типе. В этногенезе степных тувинцев (свыше 95% всех тувинцев) участвовали главным образом древние тюркоязычные племена Центральной Азии (в особенности древние тюрки и уйгуры) и ассимилированные ими монголоязычные группы. Тувинцы-тоджинцы сформировались в результате ассимиляции самодийских и кетских групп тюркоязычным населением. После Октябрьской революции в России и победы народной революции в Туве в 1921 году в хозяйстве, культуре и быту тувинцев начались крупные преобразования. С помощью СССР ** строились промышленные предприятия, развивался транспорт, создавались первые госхозы и колхозы. Большую роль в развитии культуры сыграло создание национальной письменности (1930). После вхождения Тувы в СССР (1944) в экономике, культуре и быту тувинцев произошли коренные изменения, связанные прежде всего с переходом всех тувинцев на оседлость и коллективизацией. Возникли благоустроенные поселки. Развиваются социалистические сельское хозяйство, промышленность, транспорт и культура. Завершилось формирование тувинской социалистической нации.
С. И. Вайнштейн.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Литература:
Народы Сибири, М.-Л., 1956 (библ.);
Вайнштейн С. И., Тувинцы-тодшинцы, М., 1961;
Вайнштейн С. И., Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства, М., 1972;
Сердобов Н. А., История формирования тувинской нации, Кызыл, 1971.
Примечания
* Термин «социалистическая нация» в советско-марксисткой литературе обычно использовали как эвфемизм, который на деле означает лишь народность (если не союз племён вообще), а звучит как нация, на деле таковой не являясь. Политика коренизации, проводившаяся большевиками на территории бывшей Российской империи, ставила свой целью такое раздробление губерний и областей, чтобы в существенной части получившихся территориальных образований привести к власти местные этнические кланы (кстати, в лучшем случае мелкобуржуазные по составу, а вовсе не пролетарские ввиду полного отсутствие оного), отстранив от власти и ресурсов местных великороссов. Для этих целей – чтобы обосновать как бы «естественное» право малочисленного племени на власть – и был выдуман термин «социалистическая нация».
** Почти до окончания Второй мировой войны Тыва существовала как самостоятельное государственное образование, зажатое между СССР и Монголией. Так как язык тувинцев относится к тюркской языковой группе (весьма распространённой на просторах СССР), а монголов – к монгольской, то присоединение именно к СССР имело свою логику.