Древними славянами именуется ряд народов, населявших Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу в V-XI вв. Они занимали обширную территорию от Эльбы на западе до Днепровского бассейна включительно на востоке , и от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. На основе диалектно-этнографических признаков славяне древности подразделяются на восточных, западных и южных. К восточным относятся русские, украинцы и белоруссы, к западным - поляки, полабско-балтийские славяне, чехи и словаки, к южным - сербы, хорваты, словенцы и болгары. Ближе к новому времени территория расселения славян постепенно сузилась . Некоторые группы западных и южных славян были ассимилированы народами германского и романского происхождения и исчезли с исторической сцены.
Источники о древних славянах делятся на три категории: письменные, археологические и лингвистические.
Письменные источники о древних славянах возникли у соседних народов. Это - произведения византийцев, авторов Запада и писателей Востока, сами же славяне в это время своей письменности еще не имели. Первые сведения о славянах сообщили авторы первых веков новой эры: Гай Плиний Старший (23 г. н.э. - 79 г. н.э.),. написавший “Естественную историю”; Публий Корнелий Тацит (род. ок. 50 г. н.э.) - автор сочинения “О происхождении и местах обитания германцев” (“Германия”); астроном и географ Клавдий Птолемей, живший в Александрии в первой половине II в. н.э. и создавший “Географическое руководство”. Эти авторы приводят сведения о географии расселения славян, называя их “венедами”. Более подробно рассказывает о славянах Иордан, автор одного из крупнейших произведений эпохи раннего средневековья “Гетика”, возникшего в VI в.
Наиболее основательно описывали славян византийские авторы. Самым ранним из них является Приск (ок.410-475 г.), сочинивший “Историю”, от которой до нас дошли только фрагменты, засвидетельствовавшие факт проникновения славян на Балканы. Особое значение для изучения древних славян имеет “История войны с готами” Прокопия Кесарийского (ок. 490 - ок. 562 г.). Здесь имеются сведения о занятой славянами территории, об их вторжении во владения Восточно-Римской империи, об их общественном строе, быте и религии в VI в. Ценным дополнением к этим известиям служит “Стратегикон” Маврикия, византийского полководца, а с 582 по 602 г. императора Византии. Продолжателем Прокопия в описании войн был Агафий Миринейский (537-582 гг.), который в труде “О царствовании Юстиниана” говорит о войнах империи, в том числе и со славянами. Важные сведения о славянских племенах на Балканах в VI-VII вв. содержатся в “Истории” Феофилакта Симокатты (80-е годы VI в. - VII в.). Самым же крупным византийским историком был Константин Багрянородный (Порфирогенет; 905 или 913 - 959 г.), оставивший два важнейших сочинения, составляющих как бы единое целое - “О фемах” и “О народах”, обычно упоминаемых в литературе под общим названием “Об управлении империей”. Здесь содержатся важные сведения о западных славянах, о русских и особенно о южных славянах - сербах и хорватах. Автор дает подробный исторический и географический очерк истории хорватов и сербов со времени их прихода на Балканский полуостров в VI в. и расселения на территории бывшей римской провинции Далмации.
Сведения о славянах имеются также в сочинении византийского писателя Х в. Льва Диакона “История”, в “Хронографии” Феофана Исповедника (IX в.), в “Церковной истории” сирийского автора Иоанна Эфесского (VI в.).
Упоминали о славянах и западные источники: “Хроника” т.н. Фредегара (VII в.), “История Лангобардов” Павла Диакона (VIII в.). Из арабских же авторов наиболее подробно рассказал о западных славянах Ибрагим ибн Якуб (Х в.).
Письменные источники о славянах повествуют главным образом о внешних событиях славянской истории - о ходе их войн, тактике их ведения, о военном устройстве, об отношениях славян с другими народами.
Что же касается внутренней жизни славян - хозяйства, быта, культуры, - то о них можно судить на основании археологических данных. Славяне появились в Европе в итоге длительного процесса общения их между собой и с другими народами. К началу эпохи средневековья сложилось около десятка их культурных образований. По обобщенным данным археологии последнего времени основными славянскими культурами этого исторического периода являются: пражско-корчаковская, суковско-дзедзинская, пеньковская, ипотешти-кындештская, именьковская, псковских длинных курганов, носителей браслетообразных височных колец. В VII-VIII вв. к ним добавляются новые культурные образования. Изучение этих культур, а также лингвистические данные показывают, что в последние века первого тысячелетия создается несколько славянских этнических групп, а единый праславянский язык разделяется на отдельные славянские.
История южных и западных славян (учебник). Под ред. Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С. М., 1989.