Чжурчжэньский воин. Скульптура.
В конце XVI века на северо-восточных границах Китая возникла опасность вторжения чжурчженей, принявших с 1636 г. название маньчжуров. К этому времени Минская империя распространила своё политическое влияние на южную часть и некоторые другие районы Маньчжурии (нынешнего Дунбэя). На остальной территории Маньчжурии обитали различные независимые кочевые и полукочевые чжурчженьские племена. Чжурчжени разделялись в основном на три крупных племенных объединения, делившиеся в свою очередь на более мелкие группы.
В XVI веке у них уже выделилась наследственная знать — ханы и князья, эксплуатировавшие своих соплеменников. Между отдельными ханами велась ожесточённая борьба за господство над племенами. В конце XVI в. среди чжурчженьских ханов выдвинулся Нурхаци (1575—1626), возглавивший в 1582 г. одну из групп племенного объединения. Китайское правительство считало Нурхаци вассалом империи и неоднократно привлекало его к участию в военных действиях, в частности к борьбе против японских войск.
В течение двух десятилетий Нурхаци вёл борьбу за объединение чжурчженьских племён и в конечном счете создал единое ханство, господствовавшее на значительной территории. Это было раннефеодальное государство со значительными пережитками родового строя. Большую роль в нём играла военная организация.
В 1601 г. Нурхаци создал войско, состоявшее вначале из четырёх воинских частей, а в дальнейшем, в связи с увеличением численности войск, из 8 подразделений. Каждая воинская единица имела своё знамя определённого цвета. Отсюда происходит название «восьмизнамённые войска». В каждое «знамя» включались не только воины, но и члены их семей. В мирное время мужчины и женщины «знамён» занимались земледелием и ремёслами. При Нурхаци в 1599 г. была введена новая письменность, известная под названием маньчжурской, заменившая употреблявшуюся ранее чжурчженьскую и монгольскую письменность.
С 1609 г. Нурхаци перестал посылать дань Минской империи, а в 1616 г. провозгласил себя ханом, назвав свою династию «Золотой» (Цзинь). Так называлось в прошлом чжурчженьское государство. Поэтому, принимая это наименование, Нурхаци подчёркивал преемственность своей власти от прежних владетелей Маньчжурии и Северного Китая. Через два года после этого маньчжуры вторглись на территорию Минской империи — в Ляодун, захватили город Фушунь. Посланная в следующем году китайская армия во главе с Ян Хао была разгромлена, причём погибло около 50 тыс. солдат.
К 1620 г. в руках Нурхаци оказался почти весь Ляодун. В том же году маньчжуры покорили ряд монгольских княжеств, а в 1627 г. при хане Абахае с большой армией вторглись в Корею, принудив её к заключению договора. Однако Корея не прекратила своих связей с Китаем и оказывала ему помощь в борьбе с маньчжурами. Последующие годы проходят в войнах маньчжуров на территории Минской империи и частично Кореи.
Преемник Нурхаци Абахай (1626—1643) продолжал войну с Китаем. В 1636 г. Абахай провозгласил себя императором (хуанди) и переименовал свою династию, назвав её Цин («светлая»). Под этим именем и известна маньчжурская династия, подчинившая позднее своей власти весь Китай.
В последующие годы после захвата Внутренней Монголии и окончательного подчинения Кореи (1637 г.) маньчжуры безнаказанно нападали на провинции Чжили (нынешний Хэбэй), Шаньдун и Хэнань, грабили их, захватывали города и угрожали даже столице.
Сопротивление китайского народа маньчжурам было парализовано бездействием правительства, развалом военного аппарата, бездарностью, трусостью и продажностью многих военачальников. Часть господствующего класса шла на предательские сделки с маньчжурами.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 632-634.
Маньчжурский всадник. XVII век.