Сусоколов А. Вепсы

Версия для печатиВерсия для печати

Судьба маленького вепсского народа тесно связана с судьбой всего русского Нечерноземья. Его сохранение и развитие - необходимое условие возрождения всего этого региона.

Вепсы - народ, относящийся к финно-угорской языковой семье, проживающим в так называемом Межозерье - районе между Онежским. Ладожским и Белым озерами, достиг критической точки в своем развитии. Дальше — полное исчезновение. Или долгий путь возрождения, если будут найдены средства и силы для этого. Современные вепсы - потомки древних финно-угорских народов, населявших северо-восточную Европу к моменту славянской колонизации.

Ближайший к вепсам по языку и культуре народ - карелы. По всей видимости, они появились на нынешней территории в середине I тысячелетия н. э., придя с запада, из юго-восточной Прибалтики.

Вепсы издавна распадались на три группы, говорящие на разных диалектах: северные, средние и южные. Первая из групп населяет юго-восточную оконечность Онежского озера от Шокши до Ошты. Средние вепсы расселены в основном на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе (на территории существовавшего до 1964 года Винницкого района); отдельные поселения сохранились в соседних районах Ленинградской и Вологодской областей. Южная ветвь сконцентрирована в селах Радогощ, Ефимовское, Пожарища Бокситогорского района Ленинградской области. Небольшая группа южных вепсов живет в Кемеровской области (около 300 человек), куда она переселилась в 20-е годы нашего века.

Точную численность вепсов установить трудно, так как и при проведении переписей, и при паспортизации вплоть до середины 80-x годов вепсы зачастую вне зависимости от самосознания записывались русскими. Данные Всесоюзных переписей населения дают следующие цифры: 1959 год – 16,4 тысячи. 1979 год  - около 8 тысяч. Контрольные исследования показывают, однако, что тенденция к уменьшению численности отражает не только неточности учета, но и объективные процессы естественной ассимиляции.

В прежние времена вепсы занимались земледелием. Дополнением к нему было мясо-молочное скотоводство, а также охота, собирательство и рыболовство. Ограниченность и низкое плодородие пригодной для хозяйственного использования земли не позволяли стать сельскому хозяйству товарным.

Постепенно, со второй половины XIX века, все большую роль играют лесозаготовки, которые уже в наше время, в 50-х годах, становятся ведущей отраслью края. Вдоль Онежского озера развернуты также разработки строительно-декоративного камня.

Современное положение вепсов как бы концентрирует все основные проблемы нашего общества. Экстенсивная экономика, базирующаяся почти исключительно на вывозе древесины в количествах, не соответствующих возможностям региона,, неизбежно приведет в ближайшее время к экологическому микрокризису. Кроме того, все увеличивающиеся порубки ухудшают качество вывозимого леса и могут уже в ближайшие годы лишить работы значительную часть вепсов - работников леспромхозов. Тем самым понизится и без того невысокий уровень жизни.

Критическая экономическая и экологическая ситуация ведет к упадку этноса - утрату языка, культуры, самосознания, предлагалось создать вепсский национальный округ; однако разобщенность территориальных групп вепсов и численное преобладание на территории округа русского населения сделали такое решение нереальным. Возможно, однако, создание более мелких образований - района в Ленинградской области, национальных сельсоветов на других территориях.

Решение экономических проблем может сохранить вепсский этнос как живой социальный организм, что имеет не только общегуманитарное значение. Этнос — социальная группа, на которую могла бы опираться долгосрочная экономическая и экологическая программа развития региона, необходимая для того, чтобы регион не превратился в пустыню уже в ближайшие десятилетия. Исследования показали, что, несмотря на интенсивные ассимиляционные процессы, вепсы сохраняют достаточно высокий этнический потенциал. Вепсский язык до последнего времени был бесписьменным, за исключением краткого периода в начале 30-х годов, когда вепсский язык преподавался в начальных школах на основе латинской графики. С 1989 года в некоторых школах Карельской АССР и Ленинградской области введено факультативное преподавание вепсского языка. Согласно данным нашего опроса 1989 года, на территории бывшего Винницкого района лишь около 8 процентов вепсов не владеют вепсским языком; в других группах вепсов этот показатель еще ниже. В то же время часть русских, живущих в этой зоне, в той или иной степени владеют вепсским языком. Сохраняется высокая ориентация на обучение вепсскому языку в школах — более 55 процентов вепсов ответили, что они записали бы своих детей в класс с преподаванием вепсского языка; еще 15 процентов пока не определили своего отношения.

В целом база для воспроизведения этнической культуры вепсов пока достаточно ограниченна. Есть лишь два этнографических музея — в поселке Шелтозеро Карельской АССР и самодеятельный в поселке Курба Ленинградской области; два самодеятельных художественных коллектива. В последнее время начинают возрождаться народные промыслы — ткачество, резьба по дереву.

Александр Сусоколов,
старший научный сотрудник этносоциологической лаборатории МГУ имени М.В. Ломоносова

Цитируется по изд.: Приложение к журналу «Новое время», декабрь 1999 // «Перестройка и национальные проблемы», с. 8-9.

Этнос: