Евреи в Средние века

Версия для печатиВерсия для печати

В средневековом обществе, где единство понималось прежде всего как единство конфессиональное, евреи, будучи иноверцами, религия, культура и образ жизни которых вызывали неприятие, рассматривались как «чужие». В эпоху классического Средневековья евреи пользовались в странах Западной Европы относительной автономией: им гарантировались свобода вероисповедания, право торговать и заключать всякого рода сделки, устанавливать политические контакты с властью, а также создавать органы управления еврейскими общинами. Последние были подчинены особому праву, находясь в зависимости от правителей, традиционных защитников иностранцев и торговцев. Во главе общин стояли раввины — служители культа и знатоки права и религии. Внутренняя жизнь общины, все аспекты ее повседневного существования регулировались на основании Талмуда — основной книги религиозных законов иудеев. В соответствии с Талмудом устанавливались правила, регулирующие права поселения евреев, браки и разводы, права членов общин, вводились запреты и пр. В силу особого правового статуса евреев как иноверцев их экономическая деятельность была ограничена. Однако церковный запрет христианам заниматься ростовщичеством не распространялись на иноверцев, и для евреев эта сфера деятельности оказалась открытой. Уже в XIII веке имеет место моральное отождествление «еврея» и «ростовщика», в сознании людей евреи несли ответственность за появление ростовщичества, что служило поводом для обострения религиозной розни и погромов.

Специфика статуса евреев в средневековом обществе предопределила и их изолированный образ жизни. Отчуждение было взаимным. По Талмуду правоверным евреям необходимо строго соблюдать предписания относительно контактов с гоями (так в еврейской традиции назывались не исповедующие иудаизм). Евреи селились в особых кварталах (так называемых Judengasse, vicusJudaeorum). Не только еврейская религиозная традиция, но и власти христианских стран предписывали автономность еврейским поселениям. Впоследствии еврейский квартал в городе стали называть «гетто» (термин появился после того, как один из кварталов Венеции, Гетто, был в 1516 году окружен стеной и объявлен единственной частью города, в которой разрешалось селиться евреям). Гетто появились во многих европейских городах (Франкфурт, Прага и др.). Сегрегация усугубилась в XIII веке. В частности, на IV Латеранском соборе (1215) евреям было предписано носить на одежде особый отличительный знак. Как в религиозной, так и в правовой сфере можно отметить нарастание дискриминации евреев в период Средневековья.

Отношение христианской церкви к евреям было довольно сложным. Христианские теологи разработали концепцию, согласно которой евреи рассматривались, с одной стороны, как убийцы Христа, не принявшие истинного мессию, потому что оказались слепы. В то же время в эсхатологической схеме евреям отводилась вполне определенная роль: накануне Страшного суда пелена спадет с их глаз и они обратятся в христианство. В иконографии классического Средневековья наиболее распространенным был образ персонифицированной Синагоги, которая изображалась слепой или с повязкой на глазах в знак того, что евреи не признали мессию. В массовом же сознании, не без влияния низшего духовенства, формировался образ иудея — воплощения сил зла, убийцы Христа. Евреям часто приписывали стремление надругаться над христианскими обрядами. Начиная с XII века зафиксировано представление, будто иудеи используют кровь христианских младенцев в ритуальных целях. Считалось, что во время Пасхи евреи страдают кровотечениями в наказание за то, что они распяли Христа, и якобы крадут невинных христианских младенцев и выцеживают из их тел кровь, надеясь с ее помощью излечиться от недуга. Отношения евреев с местным населением складывались в разных странах по-разному. Наиболее благоприятным в IX—XI веках было положение евреев в Германии, однако еврейские погромы, прокатившиеся по Центральной Германии во время Первого крестового похода, разрушили цветущие общины Шпайера, Майнца, Кельна, Трира и других городов и стали весьма важным рубежом в истории евреев, ознаменовав начало упадка их деятельности. Во Франции объединение королевства под эгидой династии Капетингов совпало с последовательной изоляцией евреев, которые оставались вне процесса политического и религиозного сплочения государства. Крайнее ужесточение политики в отношении евреев приходится на период правления Филиппа IV Красивого (1285—1304), прибегавшего к конфискации их имущества с целью пополнения пустой казны. Во время эпидемии чумы в 1321 году евреев обвиняли в том, что они по сговору с правителями Туниса и Гранады вместе с прокаженными отравили колодцы. Поселение евреев в Англии (после Нормандского завоевания) — кульминационный момент в их продвижении с Востока на Запад. Англия была последней страной, куда евреи прибыли, и первой, из которой они уже к концу XIII века были выдворены. В мусульманской Испании стабильное экономическое положение евреев способствовало развитию еврейской культуры. Традиция достигла высшего расцвета в творчестве Иегуда Галеви (1086— 1141) — известного врача и поэта, автора философских и литературных сочинений. Знаменитый философ, теолог и медик Моисей-бен-Маймун (Маймонид, 1135—1204) также жил в Испании. Однако успехи христианской Реконкисты привели к ухудшению положения как мусульман, так и евреев. Дальнейшая судьба испанских Е. тесно связана с историей инквизиции. В 1492 году «католические короли» подписали указ об изгнании всех евреев из Испании, а в 1497 году евреи были выдворены из Португалии. Реформация и Контрреформация не улучшили положение евреев. В XVI веке продолжается их массовый отток на Восток. Потомки ашкеназов — евреи, населявших в Средневековье север Франции и Германию, в XVI—XVIII веках жили уже не только в Германии, но и в Центральной и Восточной Европе — Венгрии, Польше и Литве. Потомки евреев, изгнанных из Испании и Португалии, носители еврейской культуры, сложившейся на Пиренеях в X— XV веках, так называемые сефарды (мер. Сефард — название Испании), также двинулись на Восток.

С. И. Лучицкая.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 231-232.

Литература:

Зеленина Г. С. От скипетра Иуды к жезлу шута. М., 2007; Cohen М. R. Under Crescent and Cross: The Jews in the Middle Ages. Princeton, 1994; Stow К R. Alienated Minority. The Jews of Medieval Latin Europe. London, 1992; Trachtenberg J. The Devil and the Jews. New Haven, 1943.

Этнос: