Минойцы

Версия для печатиВерсия для печати

МИНОЙЦЫ (англ. Minoans), народ, населявший остров Крит в бронзовом веке. Термин, производный от имени легендарного царя Миноса, предложен сэром Артуром Эвансом. Минойцы, первые цивилизованные европейцы, характеризуются высоким уровнем жизни, материальные условия во многом напоминают современные. Как культурная группа минойцы появляются около 2500 года до н.э., возможно, они представляют синтез анатолийских иммигрантов и местного неолитического населения, поддерживались торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Около 2000 года до н.э. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы, Кносс, Маллия и Фест (чисто минойское явление). Расширяется заморская торговля. Пик развития был достигнут в конце среднеминойского и начале позднеминойского периодов, 18–15 веках до н. э., когда Крит контролировал юг Эгейского моря и множество островных поселений. После разрушения дворцов около 1450 года до н. э. (возможно, катастрофическим извержением вулкана Санторин) остров попадает под контроль грекоязычных микенцев, сохранявшийся примерно полвека. Разрушение Кносса в 1400 году до н.э. в результате мятежа, вторжения с материка или природной катастрофы знаменует закат критского периода величия.

Термин минойцы имеет строго культурное значение. Сохранившийся антропологический материал показывает, что критяне были смешанной в расовом отношении группой. Лингвистических источников пока не хватает, иероглифическая письменность Крита до сих пор не расшифрована. Предпринятые попытки реконструировать язык линейного письма А как семитский или анатолийский неубедительны. Линейное письмо Б успешно расшифровано, за ним скрывается ранняя форма греческого языка, записанная в слоговой системе, она относится, однако, к периоду континентальной гегемонии, тяготеет скорее к микенцам, чем к минойцам. Великолепие минойской культуры поражает даже современного человека. Хотя многие ее признаки зарождаются в Анатолии, Египте и Сирии, критская цивилизация не только представляет самостоятельное явление, но во многом превосходит своих современников где бы то ни было. Минойские дворцы прекрасно устроены, оборудованы системой канализации, в целом архитекторы стремились к тому, чтобы сделать жизнь удобнее, а не к показному великолепию. В то же время стены дворцов украшены обильными росписями. Роскошь проявлялась и в крупных городских домах и не была привилегией царских резиденций. Критская керамика относится к числу наиболее художественных произведений мира, в орнаменте присутствуют абстрактные криволинейные и растительные мотивы, а также морские пейзажи. Из камня вырезались сосуды, статуэтки и прекрасные печати. Высокий уровень достигнут в обработке бронзы и золота (…). Сведений о религии минойцев у нас мало, по-видимому, жители поклонялись Богине-матери, культовое назначение приписывается статуэткам, жертвенным дарам, священному двойному топору (лабрису) и «посвятительным рогам». Богине поклонялись в скальных святилищах (расположены на вершинах холмов), но не в храмах. Характерной чертой быта минойцев был бой с быками. Фрески, печати и статуэтки изображают атлетов, прыгающих через быка (…); к сожалению, остается неясным, светский или религиозный характер носили эти игры.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Страны: 
Этнос: