Дорийцы (РИЭ, 2018)

Дорийцы (доряне, греч. Δωριεύς) — название одной из четырех основных древнегреческих племенных групп (наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами), говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка, составляющем вместе с северо-западным диалектом западную группу классических греческих диалектов. На пилосской табличке линейного письма В (Fn 867) встречается мужское имя «Дорией», производимое от топонима Дорида, который, предположительно, и послужил основой для названия «дорийцы». В настоящее время существует несколько вариантов этимологии этого названия: от слов (или от их части) со значением «лесистая или гористая местность», «дерево», «древко копья», «дар», «рука», но ни один не считается полностью удовлетворительным. Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев был Дор, сын Эллина. Первое литературное упоминание о дорийцах содержится в «Одиссее» Гомера (XIX. 177). Точно указать географическую локализацию местопребывания дорийцев на основании античной традиции невозможно, но так как они говорили на диалекте греческого языка, то, вероятно, были родственны более ранним греко-говорящим переселенцам и обитали на окраинах микенского мира. Предположительно дорийцы происходили из Эпира и Македонии, откуда они пришли на юг Балканского полуострова в ходе последней волны переселения в Грецию племен с севера в конце II тысячелетия до н. э. По легенде, они сначала поселились в небольшой гористой области Дорида в центре Средней Греции, получив эту землю от Геракла и изгнав оттуда дриопов. Затем в результате серии последовательных миграций продвинулись южнее, в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации. Поначалу они совершали грабительские набеги на дворцы, а позднее стали оседать в наиболее плодородных областях полуострова, вытесняя оттуда ахейцев или подчиняя их своей власти. Захват Пелопоннеса Д., согласно стандартной версии греческой традиции, изложенной Фукидидом («История», I. 12), произошел на 80-й год после окончания Троянской войны. Вопрос о причинах передвижения дорийцев на юг античная традиция практически не освещает. Античные свидетельства о дорийском переселении в Пелопоннес часто переплетаются с мифами о возвращении на родину из изгнания Гераклидов (потомков общедорийского героя Геракла, преимущественно из рода его старшего сына Гилла), под предводительством которых дорийцы припали на полуостров. Современная теория дорийского вторжения, опирающаяся на легендарную традицию, в течение длительного времени служила объяснением гибели микенской цивилизации. Однако эта теория практически никак не согласуется с имеющимся археологическим мате-риалом в вопросах датировки этих событий. Данные лингвистики также не свидетельствуют об их синхронности.

Дорийцы расселились в областях Коринфия и Мегарида на Истме, Арголида, Лаконика, Мессения, Элида, на острове Эгина, южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Кос, Фера, Мелос и др.), и юго-западной части Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида; ее важнейшие центры — Галикарнас и Книд). Дорийцы приняли активное участие в Великой греческой колонизации с самого раннего ее этапа. Ими основаны колонии в Южной Италии (Тарент), на Сицилии (Сиракузы, Гела, Акрагант, Селинунт и др.), на северном побережье Африки (Кирена) и в зоне пролива Боспор (Византии., Калхедон), а также в Причерноморье (Гераклея Понтийская, Херсонес Таврический). В начальный период расселения на Пелопоннесе дорийцы находились на более низком уровне общественного и культурного развития, чем население завоеванных ими областей. Но в архаический период дорийцы внесли значительный вклад в развитие греческого искусства: в области архитектуры, скульптуры, вазописи, хоровой лирики. Политическая организация образованных дорийцами государств характеризовалась делением гражданского коллектива на три филы: Гиллеи, Диманы, Памфилы. В дальнейшем, в политическом развитии дорийских государств можно выделить два основных пути. По первому пути, для которого была характерна постепенная утрата дорийцами своей монополии на привилегии и смешение с покоренным населением, развивались Коринф, Аргос, Сикион, Эгина. В государствах, избравших второй путь, (Спарта, Крит, Сиракузы, Гераклея Понтийская), дорийцы составляли милитаризованный правящий слой с особой организацией — мужскими союзами. Покоренное население подвергалось вплоть до классического периода и позже архаичным формам эксплуатации (илоты в Спарте, клароты на Крите, киллирии в Сиракузах, мариандины в Гераклее Понтийской и др.).

E. И. Coломатина.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 122-123.

Литература:

Андреев Ю. В. Коллапс микенской цивилизации и варварский мир Центральной Европы // Археологические вести. I. СПб., 1992. С. 165- 174; Alty J. Dorians and Ionians // Journal of Hellenic Studies. 1982. 102. P. 1-14; Buck C. D. The Greek Dialects. Chicago, 1995; Desborough V. R. dA. The Last Mycenaeans and their Successors, an Archaeological Survey, c. 1200 - c. 1000 B.C. Oxford, 1964; Drewes R. The End of the Bronze Age: Changes in Warefare and the Catastrophe ca. 1200 B.C. Princeton (NJ), 1993; Hall J. M. Ethnic Identity in Greek Antiquity. Cambridge, 1997; Malkin I. Myth and Territory in the Spartan Mediterranean. Cambridge, 2003; Mus- ti D. (a cura di),. Le Origini dei Greci: Dori e mondo egeo. 2 ed. Roma, 1991; Parker V. Zur Datierung der Dorischen Wanderung // Museum Helveticum. 1995. 52. S. 130—154; Schachermeyer Fr. Die agaische Friihzeit. Bd. IV. Griechenland im Zeitalter der Wan-derung vom Ende der mykenischen Ara bis auf die Dorier. Wien, 1980.

Этнос: