В VI—IX веках у восточных славян происходит интенсивный процесс распада первобытнообщинного строя, на смену которому приходит классовое феодальное общество. Гранью в этом процессе является IX век—век образования древнерусского государства. Начиная с IX в. мы можем говорить о феодальных отношениях на Руси.
Переход к классовому строю был обусловлен общим подъемом производительных сил в хозяйстве восточных славян и прежде всего в земледелии, являвшемся основой их экономики.
Древнейшей формой земледелия в лесных районах была так называемая подсечная система. Она заключалась в том, что на облюбованном участке подрубали лес, когда деревья подсыхали, их сжигали, удобренную золой почву возделывали и засевали. После 2—3 лет эксплуатации участок забрасывали и выжигали новый. Подсечная система соответствовала первобытнообщинному строю. Она была посильна лишь коллективному труду первобытной общины. Именно такая форма земледелия господствовала у большей части восточнославянских племен до VII— VIII веков. Восточные славяне в эго время жили большими патриархальными семейными общинами, у которых было общее хозяйство, основанное на общем коллективном труде. Одна или несколько таких семей населяли хорошо известные археологам укрепленные поселения — городища.
В VII—VIII веках, а может быть и раньше, у восточнославянских племен лесной и лесостепной зоны распространяются соха и рало с железными наконечниками. Об этом красноречиво свидетельствуют находки железного сошника при раскопках города Ладоги в слоях VII—VIII веков и железного наральника у с. Волынцево Сумской области в слоях примерно того же времени. В дальнейшем земледельческие орудия продолжали совершенствоваться. Появляется рало с полозом и более совершенным наральником, соха с переворачивающим землю присошником (лопаткой). Приблизительно в VII—VIII вв. в качестве тягловой силы стала использоваться лошадь. Все эти изменения указывали на победу пашенного земледелия. Огневая подсечная система оставалась лишь в дальних северных районах и в слабо заселенных, мало обжитых местах на юге. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, гречиху, горох, бобы, лен, коноплю. Из огородных культур возделывали свеклу, лук, репу, капусту и др.
Наряду с развитием земледелия у восточных славян повсеместно развивалось ремесло. Развитие ремесла нашло свое выражение в улучшении техники производства, появлении новых орудий ремесленного труда, новых ремесленных специальностей и отделении ремесла от сельского хозяйства. К концу рассматриваемого периода в самостоятельные виды ремесла выделились кузнечное и литейное дело, гончарное производство, ювелирное дело, появились несвязанные с сельским хозяйством ткачи, кожевники, плотники. Древнерусские литейщики умели получать великолепную сталь, из которой кузнецы изготовляли мечи, кинжалы, сабли, копья, а также напильники, ножи, пилы, ножницы, стамески и другие орудия и оружие.
По мере развития ремесла и углубления общественного разделения труда росла внутренняя и внешняя торговля. Центрами местной торговли были городища-погосты и племенные «грады», которые обслуживали прилегающие к ним области. В то же время по речным и сухопутным путям налаживалась межобластная торговля. Восточные славяне-русы имели также торговые связи и с внешним миром. По Волге и Каспию они торговали со странами Востока. О русских купцах в Булгаре, Итиле, Багдаде знают многочисленные арабские, персидские и еврейские писатели.
Еще большее значение для внешней и внутренней торговли Руси имел так называемый путь «из варяг в греки». Он начинался на северном берегу финского залива, шел Невой, Ладожским озером, Волховом, Ильмень-озером, из него рекой Ловатью затем шли волоком на Западную Двину, из нее — волоком на Днепр, далее — Днепром и Черным морем к Константинополю. Этим путем Русь была связана с Византией и северными странами. В Константинополь русские купцы привозили меха, мед, воск, рабов, возвращались же с дорогими тканями, золотыми, серебряными вещами, винами, фруктами, пряностями и другими византийскими товарами. Русские торговали с Прибалтикой, островом Готландом (в Балтийском море), Скандинавией. Давней была торговля Руси с западными странами. Русские купцы ходили через Краков в Прагу, где обменивали свои товары на западные. В дальнейшем центром торговли Руси с Западом стал город Регенсбург.
Деньгами на Руси в то время служили меха ценных пушных зверей, главным образом куницы. Деньги на Руси поэтому назывались кунами. Первоначально в ходу были целые шкурки, затем их сменили более удобные в обращении лоскутки меха: резаны, ногаты, мордки, являвшиеся знаками стоимости цельных шкурок. Примерно с VIII в. меховые кунные деньги стали вытесняться металлическими. Однако общее название денег и денежных единиц длительное время оставалось прежним. Высшей единицей в кунной системе была гривна кун, за ней шли ногаты, куны, резаны.
В IX веке в связи с развитием ремесла и торговли на Руси стали появляться города с постоянным ремесленным и торговым населением. К IX веку относится возникновение таких городов, как Киев, Новгород, Полоцк, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск и, вероятно, Чернигов. Все они не только древнейшие, но и самые значительные русские города. В большинстве случаев древнерусские города возникли на базе древних городищ, которые были выгодно расположены на важных торговых и военных путях.
Развитие земледелия, ремесла и торговли подрывало основу родового строя у восточных славян. Достигнутый ими уровень земледелия и ремесла делал возможным ведение самостоятельного хозяйства силами отдельной семьи. Большие семейные общины становились ненужными. Примерно к IX в. они разложились у большей части восточных славян, их место заняли территориально-соседские общины, состоящие из отдельных семей. Переход восточных славян к сельско-соседской общине легко доказывается археологическими данными. Он отразился в формах поселений, жилищ и могильников. Вместо родовых усыпальниц и небольших укрепленных городищ в IX в. археологам известны индивидуальные, или парные, погребения и городища со многими сотнями изб, представлявшими собой поселения разросшихся сельских общин.
Сельская община вводила восточных славян уже в классовое общество. Ее победа была победой индивидуального хозяйства. В пределах общины развивается частная собственность, возникают благоприятные условия для накопления богатства у одних общинников и разорения других. Росту имущественного, а затем и общественного расслоения у восточных славян немало содействовали их походы на Византию и другие войны. Войны обогащали племенную знать и укрепляли ее общественное положение. Они доставляли ей рабов и огромные богатства.
Выделившаяся племенная знать создает вокруг себя вооруженную силу-дружину. Опираясь на эту силу, она подчиняет себе своих соплеменников, захватывает их земли, угодья и облагает население данью.
В IX—X вв. на Руси были уже налицо формирующиеся классы феодального общества. Договор Руси с Византией в 911 г. заключили князь Олег и находящиеся «под рукою его» князья и бояре. Источником обогащения знати были войны и взимание дани с подвластного населения. Вместе с тем знать обзаводится земельными владениями-вотчинами. Появление феодальных вотчин историки относят к VIII—X векам. В X веке летопись знает княжеские города Вышгород («град» Вользин), Белгород («град» Владимира), Изяславль (град Рогнеды) и другие, которые были центрами княжеского хозяйства. Вокруг этих городов лежали села с пашнями, нивами, бортными и другими угодьями. В имениях феодалов работали главным образом зависимые крестьяне-смерды. Наряду с ними применялся также труд рабов. Надо думать, что рабство у славян, как и у других народов, было наиболее ранней формой эксплуатации, однако в силу уже изложенных причин оно не развилось у них в общественный рабовладельческий строй. Русь от первобытнообщинного строя перешла непосредственно к феодализму, минуя рабовладельческую формацию. Превращение свободных общинников- смердов в зависимый люд осуществлялось на Руси двояким путем: путем насильственного захвата общинных земель и закрепощения сидящих на них смердов и путем закабаления. «Русская правда» знает несколько категорий феодально-зависимых людей — изгоев, закупов, рядовичей, наименования которых отражают различные пути закрепощения свободных общинников.
Таким образом, в IX веке у восточных славян были уже налицо объективные предпосылки для возникновения раннефеодального государства.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 82-85.