Восточные славяне, создавшие огромное феодальное государство, до конца X в. сохраняли языческую веру — религию первобытной эпохи. В их религиозных представлениях сохранились пережитки очень далекой старины. Они почитали некоторые камни, верили в чудодейственную силу животных, считая их своими прародителями, верили в оборотней (в превращение людей в зверей), поклонялись болотам, рекам, озерам и т. д. Леса, болота, реки, озера—словом, все, что окружало их, представлялось им населенным добрыми и злыми духами, которым надо приносить жертвы, совершать моления, чтобы склонить их на свою сторону. Живы были следы культа предков, зародившегося в эпоху родового строя. Славяне верили в загробную жизнь; при погребении они снабжали покойника всем необходимым для загробного существования: его любимыми вещами, предметами хозяйственного обихода, ставили на первое время горшок с пищей. Тризна (поминки) совершалась якобы об ушедшей в далекие края, иной мир, душе. Наиболее почитались души предков-родоначальников, которые в представлении славян и в загробной жизни не переставали следить за своим родом, защищать и покровительствовать ему. Олицетворением предков были божества Род и Рожаница. Род иначе назывался Щуром. Поговорка «чур меня» связана, вероятно, с культом родоначальника. С установлением моногамной семьи бог рода был вытеснен богом покровителем семьи, дома — домовым. Главные языческие божества восточных славян были связаны с явлениями природы. Еще в VI в. византийский писатель Прокопий Кесарийский писал: «Славяне признают одного бога — громовержца владыкою всего мира и в жертву ему приносят быков и всякого рода священных животных. Поклоняются также рекам и нимфам и другим божествам и всем им приносят жертвы; при этих жертвоприношениях гадают». Перун — бог молнии и грома — был главным божеством восточных славян. Наряду с Перуном почитался Даждь бог — бог солнца, Сварог или Сварожич — бог огня, Стрибог — бог ветров; большое значение имел «скотий бог» Волос и т. д. Помимо общеславянских божеств, почти в каждом племени почитались свои племенные божества.
Почитание явлений природы связывалось у восточных славян с праздниками. Рождение солнца (начало прибавления дня) связано с праздником коляды, наступление весны — с праздником сжигания чучела зимы (позднее — масленица). Праздник троицы считался как встреча весны с летом, праздник купалы связывался с летним поворотом солнца. На праздник купалы молодежь у рек разводила костры, кружилась в хороводах, гадала, бросая венки в воду. Эти празднества в виде пережитков дошли до нашего времени уже в составе христианских религиозных обрядов.
С возникновением у восточных славян классового общества и образованием государства боги, олицетворявшие силы природы, наделяются новыми функциями. Перун стал покровителем княжеской дружины, Волос, «скотий бог» — покровителем богатства и торговли. Недаром Олег и его мужи при скреплении договора с Византией клялись на оружии «Перуном богом своим и Волосом скотьим богом». В Киеве при Игоре на высоком месте, перед княжеским теремом, стоял идол Перуна, на рынке, на Подоле — идол Волоса.
Своим богам языческая Русь строила специальные культо-вые сооружения—требища, капища, храмы, где происходили моления и приносились жертвы. Особых служителей культа языческая Русь не знала. Зато у нее было много волхвов, кудесников, ведунов, ведьм, гадателей, считавшихся знатоками религиозных таинств.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 102-103.