Элиаде М. Маори Полинезии: религиозные верования

Высшее существо маори (Полинезия)

Средоточием эзотерической теологии маори было представление о Верховном Ио, остававшееся полностью скрытым от чужеземных исследователей на протяжении десятилетий после первых контактов маори с европейцами. Не могу избавиться от ощущения, что наше неведение относительно подобного верховного бога на других группах островов объясняется главным образом тем, что знание о нем было достоянием древнего жречества, чьи правила побуждали жрецов скрывать от пришельцев самые священные части их учения; в то же самое время личный инстинкт побуждал их утаивать свои сокровенные верования от чужаков, тем более что последним было присуще отношение, характерное для всех почти первых исследователей. Вместе с древним жречеством умерло и знание значительной доли наиболее священной полинезийской традиции. Нижеследующие заметки хорошо иллюстрируют отношение маорийских жрецов к неразборчивому любопытству и бестактности европейцев. Триджер пишет:

«С. О. Дэйвис упоминает случай, когда старый жрец отказался отвечать на его вопрос о поклонении древних маори Высшему Существу, вежливо посоветовав ему обратиться к другому жрецу, живущему в ста милях отсюда. Вероятно, другой жрец отослал бы его еще к кому-нибудь, и так далее. Каждый посвященный в таинства рассматривал свое знание как доверенную ему ценность, которую надлежит охранять от внешнего мира и сведения о которой могли сообщаться только в самых исключительных обстоятельствах. Имена некоторых богов могли произноситься только в Уаре Кура и Уареванагна (храмах) племени. Назвать «не[1]изрекаемое имя» (Ио) под крышей любого рода означало совершить

ужасающее богохульство; подвигнуть на подобное святотатство могла только полная развращенность человека невежественного (в делах религии),

например, европейца. Даже имена предков — поскольку последние происходят от богов — могли подвергаться угрозе умаления, если они упоминались в неподходящей для этого обстановке. Один европейский исследователь маорийского фольклора однажды осмелился заговорить со старым жрецом, которого он встретил в деревенской лавке, и задал ему вопрос относительно древней истории. Маориец брезгливо отвернулся и заметил: «Здесь не место говорить о важных вещах...» Только тот, кому был интересен этот ученый и кто осмелился пойти на страшный риск ради этой приязни, отвечал на подобные вопросы [о сакральных вещах] или повторял для него освященные гимны. Нет ничего необычного в том, что после продолжительного разговора жрец вдруг останавливается и говорит: «Если я скажу еще что-нибудь, то буду застигнут смертью» или: «Я не должен рассказывать больше, ибо среди живущих жрецов нет ни одного, в ком достаточно святости, чтобы совершить необходимые обряды для очищения меня от такого святотатства». Один жрец говорил: «Присутствие христианского Бога заставило замолчать маорийских богов, но боги маори по-прежнему имеют власть над нами, и если я нарушу их Законы, то они покарают меня смертью».

Сам факт существования Ио был неизвестен большинству маори. Как пишет Бест:

«Число посвященных в культ Ио было очень невелико; к соответствующему ритуалу получали доступ только верхушка жречества и представители высшей знати. Простой народ, по-видимому, в нем не участвовал,

И сомнительно, чтобы ему вообще дозволялось знать имя Высшего Существа. Культ Ио был эзотерическим, в отличие от культов низших племенных богов. Вся обрядность и церемониал, относящийся к Ио, были сосредоточены в руках высшего жречества, которое было крайне немногочисленным. Этот культ можно назвать аристократическим, доступным только знатокам и наиболее значительным вождям. Вполне вероятно, что это высшее вероучение было слишком возвышенным для обычных умов, так что последние предпочитали зависеть от более доступных и менее строгих богов.

Интересно отметить, что Ио не получал каких-либо жертв или приношений, что не существовало никаких его изображений и что, в отличие от низших богов, он не имел ариа, или земной инкарнации».

E.S. Craighill Handy, Polynesian Religion, Bernice P. Bishop Museum Bulletin 34, Honolulu, 1927, pp. 95—96; цитируютсяEdward Treager, The Maori Race, Wanganui, 1904, pp. 450—452, иElsdon Best, Some Aspects of Maori Myth and Religion, Dominion Museum Monograph no 1, Wellington, 1922, p. 20.

Здесь цитируется по изд.: Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998, с. 22-23.

Автор: 
Страны: 
Этнос: