Левек П. Евреи диаспоры

Евреи диаспоры *

Эмиграция евреев из Иудеи — древнее явление, восходящее по меньшей мере к великой катастрофе 586 г. до н. э.— захвату Иерусалима Навуходоносором и последующему за этим «исходу». Диаспора увеличивается во времена завоеваний Александра Великого, который присоединил Палестину к греческому миру, и еще больше во время потрясений, происшедших во II веке до н. э.

Ареал диаспоры довольно велик. Еврейское население в эту эпоху оценивается примерно в 8 миллионов человек. В основном они были сосредоточены в четырех областях: Вавилонии, Сирии, Анатолии, Египте, и в каждой из них проживало более миллиона. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии, Испании. Везде отмечены обращения иноверцев, особенно среди женщин, так как многие мужчины испытывали отвращение к обрезанию. Сложилась также категория полуобращенных, «себоменой» (боявшихся бога). Кроме Храма были еще многочисленные синагоги (молитвенные дома).

Евреи диаспоры наиболее известны в Египте. Одни начиная с VI века до н. э. образовали общины, другие приезжали в большом количестве после присоединения к Египту Келесирии, а затем в связи с восстанием Маккавеев. Здесь проживало более миллиона, из них около ста тысяч — в Александрии, где они населяли два района из пяти. Кстати, они везде имели тенденцию селиться районами. Занимались евреи различными видами деятельности. Среди них были воины, крестьяне, ремесленники, чиновники, реже — купцы или ростовщики, что резко отличало эллинистических евреев от средневековых. Антисемитизма в местах их проживания не существовало, но они часто вызывали чувство недоверия у греков, конкурировавших с ними. К тому же всех шокировала их обособленность. «Твои обычаи, — признает „Еврейская Сивилла"  28 (II век до н. э.), — возбудят ярость всех людей».

Живя не в своей среде, в контакте с иноверцами (кроме Александрии, где их община управлялась советом старейшин — герусией), египетские евреи эллинизировались. Большинство из тех, кто упомянут в папирусах, носит греческие имена. С начала II века до н. э. с арамейского языка они перешли на греческий. При Птолемее Филадельфе на греческий стали переводиться и священные тексты — это знаменитая «Септуагинта» («Перевод семидесяти толковников»), которая окажет значительное влияние на население нееврейского происхождения, знакомившееся с Ветхим заветом. Древнееврейский язык, который стал необязательным в синагоге, также вышел из употребления.

Формировались школы экзегетов, которые для толкования Библии применяли методы стоиков. На греческом языке евреи создали философские трактаты, трагедии, пророчества и т. п. Достойный восхищения Филон Александрийский (родившийся незадолго до нашей эры) является одновременно и раввином, воспитанным на иудейской традиции, и философом-эклектиком. Во всяком случае, он был одним из самых выдающихся гениев античности, у которого синтез иудаизма и греческой философии, двух столь различных систем, предвосхищает греко-христианский синкретизм. Если он и не принадлежал к эллинистической эпохе, то относился к плеяде евреев с широким мышлением, которые за три века успели глубоко овладеть греческой культурой.

Существуют различия между евреями Иудеи, эллинизация которых в лучшем случае поверхностна, и евреями диаспоры, гораздо глубже (в частности, в Анатолии, Сирии, Египте) воспринявшими греческую культуру и охранившими лучшее, что было в их религии (монотеизм). Они не колеблясь отказались от наиболее нелепых ритуалов, осложнявших им жизнь в греческом мире.

Цитируется по изд.: Левек П. Эллинистический мир. М., 1989, с. 44-46.

Примечания

* Диаспора (буквально «рассеяние»). Уже с VII века до н. э. значительные группы евреев оказались за пределами своей родины. Позднее этот процесс продолжался в очень значительных масштабах. Евреи диаспоры - это евреи, жившие за пределами Иудеи.

28. «Пророчеств а Сивиллы» - в древности существовало представление о боговдохновенных пророчицах. Известны были эритрейская, кумекая и другие Сивиллы. Пророчества, якобы произнесенные ими, были собраны в книгу. Значительную часть содержания ее занимают пророчества так называемой «Еврейской Сивиллы».

Этнос: