Чарнолусский В.В. Как живут лопари?

В настоящее время [на 1930 год] лопари живут не родами и даже не большими семьями. Привожу полный перечень фамилий лопарей Терского наволока: Антоновы. Бархатовы, Гавридовы, Галкины, Глухих, Горбунцовы, Даниловы, Дружнпковы, Ермолины, Захаровы, Кой бины, Куроптевы, Матрехины, Милентьевы, Назаровы, Павловы, Таруновы, Телышевы, Титовы, Фефиловы, Харлины, Шаршнны, Юрьевы, Юшковы и Яковлевы. Для каждого из погостов характерны определенные фамилии; так для Семпострова —Захаровы и Яковлевы, для Каменского—Матрехины и Койбины, для Лумбовского — Дружниковы и Даниловы, для Сосновки — Матрехины, для Иоканги—Матрехины. Каменские лопари утверждают, что такие фамилии, как Даниловы, Титовы, Телышевы, Дружниковы, Куроптевы, Назаровы и вымершая фамилия Денисовых, — все произошли из рода Матрехиных. В настоящее время это наиболее распространенная фамилия среди лопарей Понойского района. Судя по одному мифу, лопари, носящие эту фамилию, считают своим родоначальником женщину. Не без иронии говорят они, желая скрыть свое убеждение, что «была — дескать — какая-то баба Матрена и наплодила большой род».

Кровные и родовые связи уже настолько разошлись, что браки в третьем колене родства случаются, тогда как еще в начале XIX века даже в четвертом считались предосудительными. Родственные отношения густой сетью оплетают почти каждого лопаря.

Вскоре после женитьбы сына молодая семья отделяется от отцовской. Родительское имущество делится по количеству мужских душ на «паи», причем отцовский пай наследует младший сын. Дочерям выделяется только приданое. Таким образом имущество дома вновь народившейся семьи слагается из надела отделившегося сына и приданого невесты, поступающего в хозяйство.

[100]

Как только молодая семья вышла из-под родительского крова, она уже вполне самостоятельна во всей своей деятельности, в распорядке внутреннего обихода и в кочевых передвижениях. За нею остается лишь обязательство помогать родителям в старости, если они живут без помощников, но это не значит, что стариков принимают в сыновний дом; довольно часто дряхлые старики живут отдельно.

Жилище для новой семьи обычно строится вскоре после раздела. Конструкция, внутреннее устройство тупы и самый характер использования ее, как жилища, по существу недалеко ушли  от чисто кочевого жилья—вехи. Правда, тут есть и кровати и стулья, но работают, будничают и даже обедают на полу, спят на тех же шкурах, укрываются теми же ровами, да и самые размеры жилой площади недалеко ушли от вежных норм. Несмотря на это, тупа несет в себе все данные для создания в будущем распорядка, свойственного оседлому образу жизни.

Так как брачный возраст для мужчины обычен в 21 —22 года *), а для женщины в 17—16 лет, то зрелости своей семья достигает приблизительно к 40—45 летнему возрасту главы семейства. Обычно в это время семья состоит из отца и матери, старших сыновей или дочерей и ребенка школьного возраста.

Хозяйственные обязанности и труд в подобной семье распределяются следующим образом.

На главе дома, старшем мужчине, лежит общее руководство домостроительством. Он ведает всеми работами и заботами, связанными с постройкой и ремонтом жилищ; все оленеводческое дело— пастьба, уход за стадом и отдельным оленем, ремонт и обновление сбруи, саней и т. п. оленеводческой утвари лежит всецело на нем, так же, как и весь охотничий промысел. Семужный, торосовый и вообще всякий морской промысел и все, что с ним связано— ремонт старой и изготовление новой морской снасти (гарвы, лодки и т. п.)—все это его труд.

В озерном рыболовство мужчина проявляет себя в оборудовании лодки, в плане расстановки сетей, в прорубании льда, в управлении лодкой. Заготовка и колка дров также исключительно мужской труд. Перевозка тяжестей, своевременная заготовка хлеба, мяса, и других продуктов первой необходимости, а также развоз и доставка их по местам обитания, увязывание упакованных женщиной вещей так же, как и вся процедура перекочевок, всецело лежат на ответственности мужчины.

Иначе говоря, в его руках сосредоточена вся хозяйственная деятельность по извлечению продуктов хозяйства в сыром, не обработанном виде, он дает их для переработки п выделки женщинам.

_______

*  Более редки женихи 30-летнего возраста.

[101]

Только обработка дерева, кости и металлов целиком находится в его руках. Там, где нужны проявление инициативы, смекалки, затрата физической силы или выносливость, — там везде работает и руководит мужчина. Самый характер хозяйствования лопаря требует не обычной для нас, оседлых людей, подвижности (охота оленеводство, рыбная ловля): «не поедешь — не достанешь». В глазах лопаря передвижение и труд — одно и то же. Малая интенсивность этого типа труда несомненно сказывается в неспособности лопарей — мужчин к упорному труду оседло живущего человека. Для этого лопарю, оленеводу, охотнику и рыболову, не достает достаточно развитой воли: ему не на чем было ее культивировать. Взамен того лопари обладают редкой терпеливостью и выносливостью; воля их направлена на выработку максимума терпеливости во всяких невзгодах их превратной жизни. В этом отношении интересен один из приемов народной медицины: в момент наибольшей усталости после долгой ходьбы, когда ноги отказываются идти — в обычае крест-на крест изрезать кожу на коленях. Лопарю свойственно прожить на охоте или в стаде две-три недели в невероятно тяжелых условиях—перетерпеть голод и усталость, — но зато сразу, в один день, схватить, как говорят,— «добыть» хороший куш. Этот куш может быть куницей, диким оленем, непомерно высокой ценой за свой труд и т. п. Можно считать, что этого же типа добыча и олени на имании их осенью, и чопорки и пыжики после отела. Несомненно, эта неразвитость воли лопаря-мужчины не способствует переходу его к оседлому образу жизни, где требуется более высокая степень напряжения воли. Отсюда понятно, почему допарь еще не в силах вполне подчинить себе оленя и образ его жизни изменить согласно своим интересам. Лопарь-мужчина до сих пор тяготеет к сохранению н к развитию кочевого образа жизни.

На женщине лежит много мелких, но очень важных работ, ей приходится выносить на себе столь тяжелый промысел, как озерное рыболовство. Хозяйка дома чинит и шьет матерчатую, шерстяную и меховую одежду и обувь; по количеству времени затрачиваемого на эти занятия, они стоят на нервом месте. Выделка мехов и замши, плетение и окраска сетей, окраска гарв, ежедневная и субботняя уборка жилья, двукратное в году мытье двух, трех и более жилищ, кухня и стирка белья, а порою и колка дров, уход эа собаками и овцами, — все это лежит на женщине, к тому же в некоторых случаях она помогает мужчине в таких отраслях хозяйства, как охота, когда она в отсутствие мужа обходит или объезжает близлежащие капканы. Промысел куропатки исключительно женское и детское занятие. Без участия женщины в лопарских условиях совершенно немыслимо озерное рыболовство: тут женщина исполняет наиболее тяжелую часть труда —гребет, извле-

[102]

кает из сетей рыбу, колет лед и т. п. Казалось бы, что промысел куропатки и овцеводство дают какие-то признаки отдельного от мужского хозяйствования женщины, но то и другое играют лишь подсобную роль и направлены к развитию мужского промысла — оленеводства и совместного рыболовства. Кроме того, в обычно правовом отношении женщины не вправе распоряжаться какой бы то ни было частью имущества или основных запасов дома. Даже изделия своих рук без ведома главы дома они не продают: торговые сношения семьи—прерогативы мужа *. Даже приданое ее фактически находится во владении мужа, только в случае развода право собственности на него вновь восстанавливается. В таком случае может возникнуть особая хозяйственная единица или хозяйство разведенной сольется с родительским домом.

По самому характеру своему труд лопарки нисколько не отличается от труда любой женщины из оседлого хозяйства соответствующей географической воны; лопарка даже несколько перегружена работой. В силу этого и влияние женщины на бытовой уклад лопарей идет в разрез с деятельностью мужчины. Особенно это чувствуется в зажиточных семьях, где женщина имеет наибольшую возможность создавать домашний комфорт; это ведет к некоторой перегрузке инвентарем, что при переездах всею тяжестью ложится на плечи женщины. Но условия труда женщины в неподвижном жилище улучшаются. Связи с русскими, финнами и другими более культурными оседлыми народностями и в бытовом, я в экономическом отношении сильвее ощущаются женщиной, нежели мужчиной. Это создает в ней тяготение к оседлым формам быта.

Интересны идеалы жениха и невесты у современной лопарской молодежи. Жених ищет себе невесту «настоящую лопку», надо, чтобы она была мастерицей шить, «обрядна» и была «чистоткой», «чтобы в донской жизни все знала». Мечтою же невесты и наибольшими симпатиями девушек пользуются русские парни, понойцы, финны, норвежцы. В данном случае мотивы симпатии кроются не только в чисто внешних качествах taja (не лопарей), но и в преимуществах оседлой жизни. Об этом не раз доводилось слышать от девиц и от их матерей. Несмотря на это, поэтизируется кочевой быт, а не оседлый.

Участие сыновей в домостроительстве весьма пассивно. До 12—13 лет мальчики учатся своим будущим занятиям только в процессе подражательных игр. На 15 году отцы вплотную принимаются за обучение подростков оленеводству, поручают им

______

*  Это не значит конечно, что женщина лично ничего не продает, очень часто именно женщины более инициативны в этом отношении, чем мужчины, во без ведома его ни одна вещь не выйдет из дома.

[103]

помощь в дровозаготовках и колке дров, дают их в помощь женщинам во время рыболовства. Под конец уже обучают постройке саней. Молодой человек, не умеющий сам делать сани, —плохой жених. Девочки лет с 7—8 становятся помощницами матерям, а к годам 17 они уже вполне готовы принять на себя самостоятельное ведение хозяйства. Большею частью инициатива в семейных разделах принадлежит молодухам.

Инвентарь лопарского дома. Обычно, войдя в помещение номада, сразу ощущаешь своеобразие жилища, отдельных предметов в нем и расположения их по жилью. Лопарская тупа этого ощущения не дает, или во всяком случае своеобразие быта лопарей не улавливается с тою легкостью, как это бывает в чуме самоеда или в юрте киргиза. Субъективные ощущения уже не достаточны. Если инвентарь лопарей до известной степени потерял свой, так сказать, первобытно-кочевой облив и сохраняется лишь в отдельных предметах обихода, то весьма характерен самый состав его, распределение по местам обитания и количество одних и тех же предметов, принадлежащих одному и тому же лицу или семейству—дому. В приводимом ниже списке инвентаря одного из беднейших лопарей Иокангского погоста все указанные выше явления не достаточно ярко выражены. Поэтому сверх того придется изложить результаты непосредственных наблюдений. Богатый лопарь свои запасы продовольствия распределяет на двух иди трех пунктах обитания; достаток позволяет ему заводить часть домашней утвари п мебели в удвоенном количестве; обычно дублируются самовары, кухонная и чайная посуда, стенные украшения, часы, столы и стулья и некоторые инструменты (топор, лопата и др.). Не говоря о постройках, в увеличенных количествах фигурируют сети. Так у мотовских лопарей можно видеть в летнем месте рыболовный снаряд для морского промысла, на первом осеннем месте хранятся сети для озерного лова в количестве 15—20 штук, на втором такого же вида сети хранятся в количестве около 30 штук. На третьем снаряд не хранится, сюда перевозятся сети с первого и второго места, а по окончании рыболовного сезона они развозятся на свои прежние места.

Составляя приводимый ниже список, мы включали в него предметы только крайне необходимые, те, без которых не может обойтись лопарская семья. Чтобы не пропустить какого-нибудь названия, наличный инвентарь моего собеседника был сверен с перечисленными вещами. Отбрасывать почти ничего не пришлось, добавить же несколько предметов оказалось необходимым. Кроме того, чтобы придать списку, так сказах, общелопарский характер, я лично, включил в него два-три предмета — кережка, бочка для засола рыбы; у иоканчан бочки для засола семги принадлежат кооперативу, у моего «учителя» их вовсе не было. Цены на вещи обозна-

[104]

чены по указанию лопарей. Так как инвентарь моего учителя был очень ветхим, то общая стоимость его значительно ниже его рыночной стоимости. Я позволил себе повысить расценку зимней одежды, так как обычно она имеет довольно сохранный вид.

Чтобы оттенить значение и характер инвентаря в быту лопарей с точки зрения перемещаемости его, весь список разбит на несколько рубрик. В раздел абсолютно неподвижный вошло так сказать «недвижимое имущество», т. е. дом в летнем месте, и рыболовный снаряд, никогда отсюда не перевозимые.

В рубрику относительно неподвижных предметов помещен инвентарь, перемещаемый вместе с жилищем при изменении внешних условий обитания в данном месте (перемещение зимних погостов или веж на осенних местах). Надо сказать, что восемь предметов с лопарскими наименованиями с одинаковым успехом можно было бы отнести в рубрику специфически кочевого инвентаря, так как еще лет тридцать тому назад эта утварь всегда сопутствовала стану. В единичных случаях это можно наблюдать и по сие время. Наличие орудий промысла на тюленя свойственно только терским и семиостровским лопарям. В раздел специфически кочевого инвентаря вошли предметы, связанные с оленем и кочевками. Что касается зимней одежды, то ее можно было бы отнести в рубрику относительной неподвижности, так как у многих лопарей она хранится на осенних местах, но, принимая во внимание абсолютную необходимость этого типа одежды в кочевках, целесообразно поместить ее именно сюда, тем более что и возникновением своим она обязана древнему номадизму лопарей.

[105]

Цитируется по изд.: Чарнолусский В.В. Материалы по быту лопарей. Опыт определения кочевого состояния лопарей восточной части Кольского полуострова. Л., 1930, с. 100-105. 

Этнос: