Земледелие
Основным источником существования ирокезов было примитивное огородничество, или палочно-мотыжное земледелие, которое по всему своему характеру не выпадает из серии типичных ранних земледельческих культур лесной полосы, хорошо известных и в Старом Свете. Оно представляет собою один из ранних этапов подсечно-огневого земледельческого хозяйства, развивавшегося в период неолита и тесно связанного с коллективным производством первобытнообщинного строя.
Главной сельскохозяйственной культурой был маис 1 (кукуруза), почти неизменно сопровождавшийся посадками бобов и тыквы. Кроме этих трех основных культур, ирокезы сажали табак, подсолнечник, земляную грушу, возможно горох и коноплю, арбузы и кабачки, но уже на отдельных небольших клочках земли. Кукуруза была наиболее важной
_______
1. Маис (Zea mays L.) — американский злак, до открытия Америки в Европе не известный; в южную Россию попал из Турции, отсюда турецкое название «кукуруза» (ср. франц. ble de turquis, немецкое turkischer Weizen). Название «маис» происходит от аравакского «mahiz». Колумб первый из европейцев видел маисовые поля на острове Гаити.
[197]
и любимой растительной пищей; уже с давних времен ирокезы возделывали до 11 ее разновидностей, с зернами различной формы и цвета, различного размера початка, с различными вкусовыми и питательными качествами (мягкие, твердые, сахаристые и другие сорта). Некоторые из этих сортов достигали 5 метров высоты, а початок имел до 45 см в длину.
Кукурузные поля окружали селения ирокезов радиусом до 9 км, занимая сотни и тысячи гектаров. Один из ранних путешественников (1623-1626) пишет, что стебли маиса достигали такой высоты, что среди полей было заблудиться легче, чем в лесу или в степи. Старики ирокезы, хранящие предания своего племени, уверяют, что одной из целей ирокезских военных походов было желание достать новые сорта культурных растений. До сих пор в памяти народа сохраняются предания о местах происхождения отдельных сортов кукурузы и тыквы, указывающие преимущественно на юг и отчасти на юго-запад.
Подготовка земли под посев была одним из наиболее трудоемких процессов. Для этого применялся обычный в условиях умеренного климата двухлетний срок приготовления огнища. Первый год мужчины рода на определенном участке племенной территории сдирали кору со стволов больших деревьев, чтобы они высохли, так как срубать их каменными топорами было очень трудно. Весной следующего года искусственный сухостой выжигали. На этом роль мужчин в земледелии кончалась. Вся остальная работа на полях производилась группой женщин, которые вели общее хозяйство. Каждую весну женщины выбирали из своей среды пожилую, опытную и энергичную распорядительницу для руководства работой на общинных полях. Она распоряжалась всеми деталями посадки, обработки и уборки и имела право выбирать себе одну-двух помощниц, которые передавали ее распоряжения остальным. Они обрабатывали одно за другим все поля своего рода. Обработанные поля считались обычно собственностью рода, но часто земля распределялась внутри рода между домохозяйствами. Отмечаются случаи, когда домохозяйства, помимо родовой земли, имели собственные участки (лесные заимки).
Главным орудием при возделывании почвы и посадке растений служила палка-копалка; ею в земле делали ямки, куда опускали семена; имеются указания и на лопаты. Очень рано упоминается о мотыге (может быть, заимствованной у европейцев), простейшим видом которой является коленчатый сук; более сложной является мотыга, состоящая из длинной деревянной рукоятки и насаженной поперечно рабочей части, которую изготовляли из оленьей лопатки, оленьего или лосиного рога, щита черепахи, камня.
Ко времени посева обычно проращивали семена; для этого их вымачивали час или два в специальном отваре из различных трав и корней, затем ссыпали в корзину, где давали слегка прорасти. Семена тыкв проращивали между двумя кусками коры, держа их внутри жилища около очага. Если участком пользовались не первый год, то перед посевом выжигали сорняки и остатки прошлогодних посадок или выпалывали сорняки вокруг старых стволов кукурузы, затем выдергивали и эти стволы и в получившуюся ямку сажали проросшие зерна. Когда всходы кукурузы достигали высоты пяди (20—25 см), землю рыхлили, а когда они достигали высоты по колено, кукурузу окучивали.
Сев начинался в апреле и продолжался до середины июня; в зависимости от времени сева, сбор урожая на отдельных участках начинался в августе и заканчивался в октябре. Урожай собирали в большие корзины. Сборщицы носили их на спине и через плечо бросали в них срываемые початки. Собранные початки ссыпались в кучи на поле или около жилья.
[198]
Урожай распределялся следующим образом: часть его откладывалась на общеплеменные нужды, часть засыпалась в родовые хранилища. Эти запасы использовались для устройства племенных и родовых празднеств и для обеспечения стариков и нуждающихся. Каждое домохозяйство также имело свой запас зерна, полученного как с общинно-родового поля, так и со своего индивидуального участка.
Ирокезы собирали кукурузу в значительно большем количестве, чем могли потребить, и поэтому у них всегда имелись не только запасы, но и излишек для обмена. Ввиду этого хранение кукурузы представлялось немаловажной задачей; в нем ирокезы достигли большого искусства, выработав специальные приемы, часть которых (а именно — хранение в ямах, в выплетенных в виде кос гирляндах) была заимствована от них колонистами и практикуется до сих пор. Наиболее распространенным был способ хранения кукурузы в гирляндах, сплетенных из початков. Плели гирлянды на открытом воздухе в вечернее время, при луне или при свете костра. В работе принимали участие мужчины и женщины, молодежь и старики. Это была единственная из сельскохозяйственных работ (не считая подготовки участка под пашню), в которой участвовали мужчины. Пожилые женщины зорко следили за работой девушек, присматривая невест для своих сыновей среди более ловких и работящих. Работа шла под рассказы, под пение работающих, а иногда перемежалась плясками (мужчины захватывали с собой барабаны и погремушки). Старики развлекали молодежь рассказами о своих приключениях различными преданиями и легендами. Гирлянды кукурузы подвешивали внутри жилища так, что получался вид драпировки или занавесей; вешали гирлянды также снаружи дома — под скатом крыши и под навесами. Развешивание кукурузных гирлянд внутри и снаружи домов практикуется в ирокезских резервациях и в наши дни.
,
Лопатообразное земледельческое орудие ирокезов
Зимой, когда початки высыхали, женщины лущили и ссыпали зерно в высокие цилиндрические сосуды из коры вяза, которые хранились в доме. Кукурузу, предназначенную для посева, оставляли висеть в початках, вылущивая зерно лишь тогда, когда наступало время сева. Нередко в домах хранилось до 300 бушелей (т. е. более 450 пудов) кукурузы. Общественные запасы ирокезы хранили в подземных ямах и амбарах. Ямы рыли в сухих песчаных местах на склонах холмов, выстилали имеющимся под руками подходящим материалом, как-то: сухими листьями, «индейской травой» (Andropogon bicorne), еловыми ветвями, и заполняли кукурузой — в початках, в зернах (опуская ее в яму в корзинах или травяных мешках); хранили в ямах и поджаренное зерно; в таком виде зерно могло лежать долгие годы.
Яму прикрывали корой или травой, а сверху засыпали землей. В районах прежнего обитания ирокезов и теперь еще нередко встречаются такие ямы с обжаренным зерном. Способ хранения в ямах обжаренного зерна, а также овощей (картофеля, моркови, тыквы, кабачков и др.) еще применяется в более отсталых районах ирокезских резерваций; теперь выстилают ямы соломой или досками, а при неимении этого материала, — еловыми ветвями.
[199]
Хранение кукурузы в амбарах — наиболее широко применяемый способ и в наше время. В эпоху расцвета ирокезской культуры амбары строились на высоком подножии, в виде круглых башен из вязовой коры, с кровлей также из коры; в коре протыкались отверстия, чтобы проходил воздух и сырость не портила зерно. Старики ирокезы помнят также высокие круглые бревенчатые амбары, само название которых, означающее «кадь, врытая в землю», указывает на их круглую форму. Для такого амбара рыли яму желаемого диаметра, глубиной до 50 см, и по окружности ее плотной стеной вбивали бревна или колья (до 15 см толщиной); затем в яму набрасывали глину и плотно утаптывали ее; получившееся вместилище заполняли кукурузой в початках, сверху накладывали жерди — плоские пластины вязовой коры, пригнетали их сверху жердью, притягиваемой к земле при помощи липового лыка.
В настоящее время амбары строят на столбах, прямоугольной формы, из жердей и досок, с односкатной или двускатной крышей из дранки. Початки или свободно засыпаны вниз, или в виде плетеных гирлянд перекинуты через колосники внутрь.
Культура кукурузы имела для ирокезов столь большое значение, что колонизаторы в первую очередь старались истребить и уничтожить не самих ирокезов, а их кукурузные поля и запасы кукурузного зерна в амбарах и других хранилищах. Французы, посылая отряд за отрядом против почти постоянно враждебного им Союза ирокезов (особенно в 1615, 1655, 1666, 1684, 1687, 1692, 1696 годы), скашивали недозревшую ку- курузу и сжигали хранилища, уничтожая зерно в огромных количествах. Так, экспедиция Дэновиля (1687) сожгла в четырех селениях сенека будто бы около 1200 тысяч бушелей (свыше 33 тысячи тонн) зерна. Уничтожение зерна являлось для ирокезов гораздо большим ударом, чем сжигание их деревень, так как хижины легко можно было отстроить сразу же, а запасы зерна могли начать восстанавливаться лишь со следующим урожаем.
Собирательство
Собирательство, которым занимались женщины и дети, имело когда-то большое значение в питании ирокезов, внося разнообразие в их повседневную пищу. Собирание всевозможных ягод начиналось в июне, когда поспевала земляника, и продолжалось до поздней осени, заканчиваясь сбором клюквы; употребляли в пищу свыше 20 видов лесных и болотных ягод, как в свежем виде, так и заготовляя их на зиму разнообразными способами; часто сушеные ягоды брали с собой во время зимней охоты. Этот вид собирательства пережил все остальные и применяется до сих пор. Не меньшее место в хозяйстве занимает собирание различных орехов, каштанов, желудей и т. п., из которых раньше приготовляли муку, молоко, вываривали масло, клали в различные кушанья. Теперь же ирокезы, как и европейцы, едят их лишь в качестве лакомства зимой.
Из съедобных кореньев и клубней, потреблявшихся ирокезами, на первом месте следует упомянуть земляной орех (Arios tuberosa), когда-то очень любимый ирокезами 1, и дикий картофель (Solarium tuberosum), местное растение, которое выкапывали в лесах. Культура картофеля в Северной Америке была неизвестна до введения ее европейцами, но быстро распространилась среди ирокезов задолго до войны колоний за независимость (1775—1783). Ирокезы ели земляную грушу (Helianthus tuberosum)
______
1. Название его стало даже тотемным именем одного из ирокезских родов, впоследствии исчезнувшего; сохранился лишь старинный рисунок этого тотема от XVII века в виде плети с клубеньками.
[200]
и желтую водяную кувшинку (Nymphaea advena), мясистые корневища которой нащупывали ногой на глубине 5—6 футов под водой и затем вытаскивали их со дна; некоторые забирали корневища из нор мускусной крысы, правда с особыми обрядами, чтобы не навлечь на себя гнева животных 1. Кроме того, шли в пищу листья и молодые побеги многих растений, дикие плоды, различные грибы, птичьи яйца, лягушки, черепахи, раки, моллюски, кузнечики и муравьи. Своеобразным видом собирательства, типичным для ряда лесных племен восточной части Северной Америки, было собирание кленового сока. Делали это так: весной надрезали стволы деревьев и под надрезом подвешивали сосуд из коры, куда по вставленной в надрез щепочке, как по желобку, стекал сок; одно дерево давало до 5—6 бутылок этой жидкости в сутки и до 7 ведер в среднем за сезон. Сок пили в свежем виде либо оставляли его бродить и пили перебродившим, как опьяняющий напиток, и, наконец вываривали из него в глиняных горшках патоку и твердый сахар. На сезон добычи кленового сока и варки сахара ирокезы переселялись в леса, где устраивали временные становища.
Охота
Несмотря на большое развитие земледелия, охота имела у ирокезов немаловажное значение для получения мяса и шкур. Охотились на оленя, лося, бобра, выдру, куницу, лисицу, зайца. В пищу употреблялось мясо и других самых разнообразных животных, даже енота, дикобраза, белки, скунса, мускусной крысы; очень ценилось мясо бобра, особенно его хвост; мясо хищников избегали есть.
Существовали охотничьи законы, предохранявшие дичь от истребления; так, например, на мясо беременных самок налагалось табу.
Охота была делом мужчин, которые занимались ею преимущественно в течение осени и первой половины зимы, в остальные времена года охотились от случая к случаю. По окончании праздника урожая, с октября по январь охотники рассыпались по всем направлениям в поисках добычи. Для передвижения по снегу им служили лыжи-ракетки. В этот охотничий сезон, продолжавшийся четыре месяца, главными объектами охоты были олень и бобр. В середине зимы все рассеянные группы начинали стягиваться к своим селениям, возвращаясь к ежегодному празднику середины зимы. После праздника для мужчин наступала небольшая передышка, пока весной не начиналась рыбная ловля; исключение составляла лишь охота на медведя, лучшим временем для нее считался период его зимней спячки, с января по май. Кроме того, весной, как и осенью, происходила ловля перелетных птиц (журавлей, пеликанов, диких лебедей, гусей, уток и т. д.); охота на дроф продолжалась всю зиму.
Перед выходом на охоту мужчины обычно постились (пост был очень суров), мылись и совершали жертвоприношения, а на охоте применяли различные магические средства для обеспечения удачи. Охотились в одиночку или небольшими партиями. Иногда их сопровождали женщины, чтобы устраивать временный ночлег и чтобы свежевать и нести добычу. Женщины всю зиму только и делали, что ходили за мясом оленя или лося, убитого мужчинами. Мясо потреблялось всей общиной. Организовывались также большие охотничьи партии с участием всех взрослых мужчин селения, чаще всего для коллективной загонной охоты на оленей. Она обеспечивала мясом религиозные празднества ирокезов. Охотничьи угодья не были распределены между родами, оставаясь племенной собственностью.
_____
1. Употребление корневищ желтой кувшинки в пищу было широко распространено на всем материке Северной Америки от Атлантического до Тихого океана и до сих пор еще практикуется среди индейцев Калифорнии.
[201]
Главным охотничьим оружием ирокезов, до появления европейцев, был лук, но с середины XVII в. его почти совсем вытеснило ружье. Широко были распространены всевозможные ловушки, силки и западни.
Полный переворот в способы охоты внесла торговля пушниной с европейцами. Охота, удовлетворявшая прежде потребности в нище и одежде, сменилась массовым истреблением пушного зверя, главным образом
Оружие ирокезов: 1 – лук и стрелы, 2, 3 – боевые палицы.
бобров. Их уничтожали самыми разнообразными способами: ставили петли, били из ружей; летом, проламывая отверстия в бобровых плотинах, спускали воду, после чего животных, оставшихся беспомощными на суше, очень легко было перебить. Зимой их ловили в сети, натянутые подо льдом около проруби, куда их приманивали свежими ветвями или выгоняли, разламывая их хатки. Особенно беспощадно истреблялись бобры в нейтральных полосах, лежавших между владениями различных племен; здесь каждое племя старалось набить возможно больше бобров. Когда на территории ирокезских племен бобры были истреблены, начался захват ирокезами земель других племен.
[202]
Рыболовство
Весенние и летние месяцы мужчины занимались рыбной ловлей. Многочисленные реки и озера изобиловали различными видами рыбы. Способы лова были очень разнообразны (большая часть их применяется в резервациях и до сих пор). Ловили рыбу удочками с костяными крючками, корзинами, сетями с каменными грузилами, били копьями с каменными и костяными наконечниками или без них, стреляли из лука, устраивали на речках запруды из кольев, палок, ветвей и камней. Осенними ночами лучили рыбу с лодок. Лодку (точнее — челнок) сшивали из вязовой или еловой коры; остов, шкафут, шпангоут (поперечные ребра остова лодки) и скамеечки для сидения вырезали из кедра. Изредка ловили рыбу зимой, делая проруби во льду и спуская в них сети. Нити и бечеву для сетей приготовляли
Ирокезский челнок из коры вяза
женщины из дикой конопли (Apocynum cannabium), из крапивы, из луба вяза и липы, ссучивая волокна ладонью руки на обнаженном бедре (ни веретена, ни прялки ирокезы не знали). Сети плели деревянной иглой, обычно это делали старики; они же преимущественно и рыбачили в те периоды, когда все боеспособные мужчины уходили в военные экспедиции.
Ремесла
Ремесла, которыми были заняты женщины, не достигли того уровня развития, который встречается у других племен Северной Америки. Это объясняется тем, что основная масса женского труда поглощалась земледелием.
Ткачество ограничивалось изготовлением из растительных волокон поясов и ремней. Корзины ирокезов не отличались такой законченностью форм, как, например, корзины калифорнийцев. Утварь состояла из довольно примитивных корытец, лотков, чаш и котелков, сделанных из коры вяза.
Широко употреблялась долбленая и резная деревянная посуда — корыта, лотки, чаши, затем ковши, ложки, веселки (лопаточки), ступы с пестами для приготовления кукурузной муки и др.
Ирокезам, как и всем индейцам восточных областей Северной Америки, было знакомо гончарное искусство. Способом налепа женщины выделывали довольно грубые остродонные и круглодонные горшки для варки пищи и сосуды для выпекания пресного хлеба, орнаментируя их несложными нарезными узорами; особенно интересны круглодонные сосуды с четырехугольным широким горлом, прототипом которых послужил коробок из бересты. Большего разнообразия достигли ирокезы в изготовлении глиняных курительных трубок, украшая их, наряду с геометрическим орнаментом, изображениями голов людей и животных. С приходом европейцев индейская глиняная посуда была быстро вытеснена металлическими котлами, и умение изготовлять ее было постепенно утрачено, о нем сохранились лишь смутные воспоминания. В настоящее время единственным источником для изучения ирокезской керамики является инвентарь старых ирокезских погребений.
[203]
Из звериных шкур ирокезские женщины выделывали мягкую замшу и кожу, служившие материалом для одежды и обуви. До знакомства с европейцами они не знали шитой одежды. Мужчины носили набедренную невязку из куска замши. Женщины обертывали бедра прямоугольным куском замши, укрепляя его у пояса, так что получалась как бы юбка. Это была единственная одежда дома и вне его в теплую погоду. На плечи мужчины и женщины набрасывали замшевый плащ из целой шкуры лося или оленя. Зимой ирокезы носили меховые плащи, сделанные из шкуры медведя, бобра, выдры, енота, лисицы и белки, надевая их мехом к телу; в походах плащ стягивали у талии поясом; этим же плащом укрывались во время сна. На ногах носили мокассины и ноговицы.
На голову в торжественных случаях мужчины надевали круглую кожаную шапочку, украшенную короткими перышками, с одним-двумя стоймя торчащими орлиными перьями; носили также головные повязки с перьями, воткнутыми стоймя вокруг всей головы. Женщины носили только головную повязку, заплетая волосы в две косы. У мужчин существовал обычай брить голову, оставляя лишь продольный гребень торчащих волос, к которому прикреплялся головной убор из оленьего волоса или перьев.
Шитая замшевая одежда появилась у ирокезов в эпоху знакомства с европейцами: у мужчин — не доходящая до колен рубашка и штаны; у женщин — либо юбка и короткая кофта, либо длинная, ниже колен, рубаха-платье, подпоясанная у талии. Замшевую одежду расшивали оленьим и лосиным волосом и иглами дикобраза и украшали длинной бахромой из замши (на плечах и груди, на подоле, на штанах наподобие лампасов и т. д.).
С появлением у ирокезов привозных товаров и в результате постепенного уменьшения в лесах дичи появилась одежда нового типа, шитая из покупных тканей: ирокезы стали носить нижние рубашки из бумажных тканей, широко привилась фланель, замшевая одежда стала заменяться суконной; уже на грани XVIII—XIX веков сукно, преимущественно темно-синее и красное, полностью вытеснило замшу.
Прежнее шитье оленьим волосом и иглами дикобраза, мягких коричневых и песочных оттенков, было вытеснено бисерной вышивкой и накладными узорами (аппликация) из лент и шелка ярких кричащих тонов; употреблявшиеся для украшения одежды раковины и вампум заменили перламутровыми и медными пуговицами. Со сменой материала и техники шитья изменился и характер узоров: вместо прежнего мелкого геометрического орнамента появились яркие цветочные узоры, считающиеся у американской публики типичными для индейского искусства. Большую роль в распространении нового способа украшения одежды сыграли католические монастыри французской Канады, так называемой Новой Франции, где монахини обучали индейских девушек разным рукодельям на французский манер.
В конце XVIII века ирокезы научились ювелирному ремеслу, и с этого времени женщины из более зажиточных ирокезских семей стали украшать свою одежду рядами брошек из низкопробного серебра; наиболее распространенные ирокезские фибулы повторяют своей формой эмблемы масонов XVIII века.
Своеобразная и красочная индейская одежда, с ярким орнаментом, украшавшим все что возможно и представлявшим собой слияние своего и иноземного стиля, просуществовала до середины XIX века. С тех пор она постепенно вытеснялась европейско-американской одеждой. В наши дни в быту ирокезов из национальной одежды сохранились лишь мокасины.
[204]
Цитируется по изд.: Народы Америки I [том], под ред. А.В. Ефимова, С.А. Токарева. М., 1959, с. 197-204.