Венгерские племена в IX веке

Сведения о венграх-кочевниках содержатся в ряде памятников X века и более поздних веков. Исследователи венгерской истории пользуются сочинениями восточных авторов — ибн Русте (X век), Гардизи (около 1051 года), Худуд, Марвази. В их трудах воспроизведены части текста работы ал-Джайхани (X век) по гео- и этнографии Восточной Европы до 889 года. Данные о венграх-кочевниках сообщает также ал-Масуди (X век).

Византийские памятники информируют не только о тюркских народностях, в тесном общении с которыми венгры жили до IX века, но и сообщают важные сведения о венграх IX века. Они содержатся в главе XVIII «Тактики» императора Льва VI Мудрого (886— 912). (LeoI, col. 955-963).

Подробно о венграх-кочевниках говорит Константин VII Багрянородный (905—959) в сочинении «Об управлении империей», составленном в 949—952 гг. (DAI, I, р. 50—53, 55—57, 64—65, 170—179). Знают венгров IX века продолжатель всемирной хроники Георгия Амартола (GeorgCont./А. GeorgCont./В), а также продолжатель хроники Феофана (Theph. Cont.).

В круг памятников о венграх IX века входят и жития Константина (Кирилла) и Мефодия, составленные на старославянском языке в X веке (ЖК; ЖМ). Свидетельства о венграх появляются и в западноевропейских сочинениях 13.

Перечисленные восточные, византийские, славянские и западноевропейские источники вышли из-под пера современников, в общем достоверно отразивших отдельные события истории или стороны жизни венгров-кочевников в IX веке, непосредственно перед их переходом в Среднее Подунавье.

Степень достоверности сведений по истории венгров IX века, содержащихся в исторических сочинениях составленных в XI— XIII века, исследователю приходится устанавливать в каждом отдельном случае, стараясь выяснить прежде всего источник этих сведений, а также идейно-политическую тенденцию, обусловившую обращение историка к описанию того или иного факта. Такого подхода, в частности, требуют свидетельства по истории венгров IX века, содержащихся в Повести Временных лет (ПВЛ, I, стр. 21), составленной древнерусским историком Нестором в 1112 году и подвергшейся редактированию в 1116 и 1118 годы, а также — связное и в ряде случаев довольно подробное изложение истории венгров IX века, которое дошло до нашего времени в сочинении анонимного нотария короля Белы III (см. гл. 11 , стр. 281—283), а также в

_____

13. Reg; AnnFuld; AnnBert; AnnIM; AnnRav; Alfred; DescrCiv. Интересные детали содержатся в памятниках на еврейском языке (Иосиф; Хасдай; Иосиппон).

[91]

хрониках (G, XI; Kerai). В трудах венгерских средневековых авторов, написанных по-латыни, свидетельства, достоверность которых подтверждается другими памятниками, соседствуют: а) с данными, почерпнутыми из устной традиции (народных сказаний, фамильных преданий), подлинность которых более или менее вероятна; б) с утверждениями и целыми рассказами, являющимися плодом литературного вымысла, обусловленного определенной идейно-политической установкой автора.

Источники позволяют локализовать венгров IX века в областях Южной Руси. Византийский памятник называет ареал их кочевий в это время Леведией, не уточняя, однако, местоположения этой области (DAI, I, р. 170). Ученые искали Леведию в различных районах к северу от Азовского и Черного морей 14. По наиболее вероятному предположению 15, Леведия — это область степи и лесостепи к северу от Черного моря, по обоим берегам Дона, между Киевом и Воронежем. Южные границы лесостепи отделяли кочевья венгров от территории восточных славян. Леведия контролировалась Хазарским каганатом, власть которого признавали и венгры. На этот счет имеется прямое свидетельство источника (DAI, I, р. 170, 172). На востоке кочевья венгров граничили с областью печенегов, постоянно оттеснявших мадьяр на запад. Уточнить ареал венгерских племен в IX веке могли бы данные археологии. На предполагаемой территории Леведии археологам известно много кочевнических памятников материальной культуры. Однако до сих пор не найдены критерии, согласно которым можно было бы отделить друг от друга памятники различных кочевых племен (венгров, печенегов, половцев). Вполне определенно венгерскими признаны лишь древности, найденные около деревни Воробьевка Воронежской области.

Венгры обосновались в Леведии, очевидно, к концу VIII — началу IX века. Около 839 года их военные отряды, союзники дунайских болгар, по свидетельству византийского источника, появились на нижнем Дунае. Это — первое упоминание о венграх (они фигурируют под именем «гуннов», «угров» и «турок») как отдельной народности Юго-Восточной Европы (GeorgCont./А. р. 282— 285). Ранее памятники говорили лишь о тюркских племенах, под властью которых находились мадьяры. Восточные авторы именуют венгров IX века мадьярами (ибн Русте, стр. 25—27; Гардизи, стр. 123). Это самоназвание венгерского народа, сохранившееся до наших дней, очевидно, использовалось венграми еще в Леведии. Отряды венгров в IX веке проникали в Крым. С одним из них имел встречу славянский первоучитель Константин (Кирилл) в

______

14. Обзор точек зрения — BarthaAntal. Ор. cit., 116— 118.1,

15. Э. Мольнар. Указ. соч., стр. 116.

[92]

районе Херсонеса (около 861 года). Соответствующее место из его жития подтверждает и локализацию венгерских кочевий в областях Южной Руси в IX веке (ЖК, стр. 110).

Под давлением печенегов венгры оставили Леведию и, передвинувшись на запад, поселились в бассейне Днепра, Буга, Днестра, Прута, Сирета, нижнего Дуная (DAI, I, р, 174, 178) 16. Перед уходом венгров из Леведии к ним присоединились три племени тюркоязычных кабаров, которые в течение короткого времени были ассимилированы мадьярами. В то же время часть венгерских племен откололась от основной их массы и, по свидетельству источника, направилась «в Персию» (DAI,1, р. 170, 172).

Природные условия Леведии и бассейна упомянутых рек позволяли заниматься кочевым скотоводством (при наличии летних и зимних стоянок) и сохранять те начатки земледелия, которые появились у венгров ранее. Судя по данным языкознания, здесь венгры приобщились и к рыболовству.

Развитие имущественного неравенства приводило к сосредоточению больших количеств скота в руках глав родов и племен. Стремясь приобрести новые пастбища, родоплеменная знать организовывала набеги на земли восточных славян-земледельцев, Часть пленников обращалась в рабство, часть продавалась знатью в крымских портах византийцам в обмен на предметы роскоши. Свидетельства об этом имеются у восточных авторов. Еще под властью тюрок сформировалась военная организация венгров. Ее силу теперь признали византийцы, о чем можно судить по «Тактике» Льва VI Мудрого. Войны из-за скота, пастбищ были обычным явлением в жизни венгерских племен, находившихся в IX веке, на последней стадии развития первобытнообщинного строя, которая известна в литературе под именем военной демократии. Эта форма политической организации, как и у других народов, у венгров предшествовала появлению государства. Ее конкретным проявлением был устойчивый союз племен. Его складывание обусловлено необходимостью объединения военных сил. С течением времени руководители союза стали выполнять военные, судебные и жреческие функции. В IX в. во главе союза венгерских племен стоял «глава», «царь», имевший титул кенде. «Собственное имя человека, который царем у них, — Джыла» (Дьюла) (ибн Русте, стр. 25—26). Согласно традиции, использованной Константином Багрянородным и венгерским автором рубежа XII—XIII веков, в союз входило семь венгерских племен (DAI, I, р. 170; An., р. 37,

_______

16. В 889 г., по свидетельству западного современника (Reg, р. 284). Обзор датировок, предлагаемых историками, — BarthaAntal. Ор. cit., 116— 118. I. Предположительная датировка события двадцатыми годами IX века — Ibid., 119.1.

[93]

39—41). Имя свое венгерская народность получила от названия одного из племен, вожди которого, очевидно, стали руководить всем союзом, — медьер.

Из описания договора, скрепленного кровью вождей племен, вошедших в союз (это описание также сохранила традиция, известная на рубеже XII—XIII веков — An., р. 40), видно, что в IX веке пост вождя союза стал наследственным достоянием одной династии. В качестве ее основателя традиция называет Альмотпа (Ап., р. 38). Альмош был соправителем главного вождя, «воеводы» Леведия (Левенте?) (DAI, I, р. 172). После смерти Альмоша во главе союза венгерских племен стал его сын Арпад, по имени которого династия венгерских вождей, а затем королей называется Арпадами (Арпадовичами). Арпад фигурирует в ряде источников, которые позволяют предположить, что в конце IX века главным вождем союза племен являлся Курсан, а Арпад был его соправителем.

Если главным событием внутриполитической жизни венгров в IX веке было укрепление и окончательное оформление союза племен во главе с наследственными вождями, то содержание их внешнеполитической истории сводится к военным походам. Источники позволяют говорить о том, что эти предприятия отличались по своему характеру. Известны набеги на территорию соседних восточных славян (ибн Русте, стр. 25—26; Гардизи, стр. 123). Западные хронисты свидетельствуют о набегах венгров на Восточнофранкское королевство в 862 году (AnnBert, р. 114). В 881 году они подходили к Вене (AnnIM, р. 7, 42). Это были, очевидно, самостоятельные походы отдельных отрядов во главе с их вождями (племен или всего союза) за Карпаты. Сохранилось описание приема одним из этих вождей, «венгерским королем», миссионера Мефодия в Среднем Подунавье в 80-е годы IX века (ЖМ, стр. 165). Благодаря походам на запад, венграм удалось получить представление об условиях жизни в Среднем Подунавье и путях, ведших туда. И, наконец, вожди венгерских племен со своими отрядами участвовали в войнах в качестве наемников. В 30-е годы IX века они — «союзники» дунайских болгар. В 892 году отряд венгров был использован восточнофранкским императором Арнульфом против Великоморавского княжества (АnnFuld, р. 154).

В IX веке союз венгерских племен имел постоянное соприкосновение с восточными славянами. Возникновение раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) относится как раз к этому времени. Как и другие кочевники, венгры совершали набеги на восточных славян — земледельцев, захватывая добычу и пленных. Об этом свидетельствуют восточные авторы (ибн Русте, стр. 25—27; Гардизи, стр. 123). Древнерусский летописец и исто-

[94]

рик Нестор в начале XII века знал о факте венгерско-восточнославянских отношений конца IX века: в 898 году венгры-кочевники (угры) прошли мимо Киева на запад. Нестору было известно, что путь этих угров лежал в Паннонию, где они и поселились. Знал летописец и современную ему Венгрию. Словом, Нестор в данном случае выступает в качестве историка соседнего с Русью народа. Выяснена источниковедческая основа рассматриваемого свидетельства древнерусского историка. Он, в частности, принял во внимание «угорскую» топонимику в районе Киева (гора Угорская). Важно заметить, что традиция, использованная Нестором, не знала о каких-либо военных действиях венгерского союза племен против Древнерусского государства во время прохода угров через Киевскую землю. Нестор, следуя своим источникам, излагает его, как факт мирных отношений венгров-кочевников с Древнерусским государством. О их мирных контактах с восточными славянами можно судить также как по факту заимствования венграми у восточных славян названий рыболовных снастей. Есть свидетельства о том, что в 895 г. вожди союза венгерских племен (Курсан и Арпад) заключили соглашение с послами Льва VI Мудрого о помощи византийцам в борьбе против болгарского царя Симеона. Эта война имела важные последствия для судьбы венгерских племен. Венгерские отряды сначала одержали ряд побед над болгарами, но затем Симеону удалось отразить их натиск, а главное — направить на стоянки венгров в Нижнем Подунавье печенегов. Нападение печенегов вынудило в 896 г. союз венгерских племен уйти оттуда в Среднее Подунавье. Венгерская традиция говорит о переходе венгерских племен через Верецкий перевал Карпат на территорию современной Закарпатской области УССР и Венгрии и через несколько карпатских перевалов в Трансильванию (An., р. 50— 51; О, XI, р. 286). Первый путь изучен археологами 17, открывшими кочевнические погребения в с. Крылос (близ Галича), в Берегове (Берегсасе), Земпленгарде и Ракамазе.

При посредстве населения Древней Руси венгры узнали о других народах Восточной и Центральной Европы. Названия аланясов, поляков в венгерском языке — древнерусского происхождения. Таким образом, венгеро-восточнославянские отношения IX века укладываются в рамки обычных многообразных отношений Древней Руси с кочевниками, когда военные действия сменялись периодами соглашений о мире.

Другую трактовку отношения венгров IX века с Древней Русью получили на рубеже XII—XIII веков в труде венгерского Анонима,

_______

17. Библиография публикаций археологического материала — BarthaAntal. Ор. cit., 170—173.1.

[95]

сочинившего рассказ о войне венгров в конце IX века с князьями Киева, Галича и Владимира-Волынского (последних двух княжеств в IX веке еще не существовало), в результате которой древнерусские князья, якобы, были покорены Альмошем и другими венгерскими вождями. Однако победители не остались на Руси (причина этого не приводится), а последовали через Карпаты в Паннонию (An., р. 41—48). Фактическая несостоятельность этого рассказа и его идейно-политическая подоплека обнаруживаются при сопоставлении утверждений автора: 1) с достоверными свидетельствами источников по истории венгров и восточных славян в IX веке; 2) с традицией, сохраненной протографом венгерских хроник XI века (О, XI, р. 286) и устным преданием и использованной по-разному Анонимом и авторами венгерских хроник; 3) с основной идеей Анонима, пронизывающей все его сочинение,— идеей исторической правомерности господства венгерских магнатов над отдельными областями Венгерского королевства на рубеже XII—XIII веков; 4) с фактом постоянных походов венгерских королей на Галицко-Волынское княжество с целью его подчинения, обусловившим тот социальный заказ, который выполнял Аноним как придворный историограф. Версия Анонима о «покорении» Киева венграми, несмотря на ее полную несостоятельность, была воспроизведена венгерской дворянско-буржуазной националистической историографией XIX — первой половины XX века и получила вторую жизнь в работах зарубежных реакционных историков Древней Руси.

Однако данные памятников о прохождении венгерского союза племен через территорию Древнерусского государства, использованные венгерским Анонимом, который в ряде случаев изменил их и дополнил положениями, представляющими собой литературный вымысел, позволяют утверждать, что переход венгров через восточнославянские земли был осуществлен мирно, на основе соглашения венгерских вождей с Древнерусским государством.

[96]

Цитируется по изд.: История Венгрии в трех томах. Том первый. М., 1971, с. 91-96. 

Страны: 
Этнос: