Ирокезы: жилище

Ирокезы жили в так называемых «длинных до мах», где помещалась родовая группа, ведшая общее хозяйство и составлявшая основу хозяйственной и социальной организации племени. Длинный дом имел 6—10 метров в ширину и до 8 метров в высоту; длина дома зависела от числа очагов; наибольшая известная длина жилища достигала 90 метров.

Такое жилище было четырехугольной формы. Основа его состояла из параллельно вбитых в землю стоек. К ним лыковыми веревками привязывали продольные горизонтальные жерди; верхушки двух противоположных стоек сгибали навстречу одна другой и связывали так, что получалась округлая форма кровли. На стойки употреблялись молодые

 

Общинное жилище ирокезов — длинный дом

 

деревья, впоследствии — рассохи, или столбы с развилинами наверху, в которые укладывали поперечные горизонтальные балки; в последних укреплялись стропила, придававшие крыше двускатную форму, с коньком; этот тип постройки, несомненно, отразил европейское влияние. Весь остов обшивался большими пластинами древесной коры, прижимавшимися к остову наружной обрешеткой из жердей.

Постройка дома выполнялась коллективно, для чего созывалась вся молодежь селения, которая за работу получала угощение; постройка занимала один-два дня.

Посередине дома шел проход около 2 метров шириной. В этом проходе прямо на земле, на расстоянии около 6 м один от другого, располагались очаги: над каждым из них в крыше оставлялось отверстие для выхода дыма. По обе стороны от линии очагов устраивались широкие помосты, или нары, из пластин коры, отгороженные справа и слева стенками из коры,— каждая семья имела отдельное помещение длиной около 4 метров, открытое только к огню. Между двумя соседними помещениями оставлялось свободное пространство, служившее кладовой. Помосты устилались травяными циновками и шкурами, на них спали и сидели в свободное время, под ними держали сухое топливо для зимнего употребления; зимой большей частью спали на земле на подстилках около огня. На высоте около 2 метров над жилыми помостами настилался второй ярус из пластин коры в виде сплошных полатей; здесь семьи держали свою домашнюю утварь, и иногда здесь же спали дети. Под самой крышей настилался третий ярус, образуя как бы чердак, где хранились запасы необмолоченной кукурузы. К каждому узкому концу дома пристраивались небольшие сени с плоской крышей, в ширину дома; в сенях зимой держали топливо, а летом обитатели дома собирались для беседы или игры.

Вход в жилище был через сени и завешивался снаружи куском коры, а в холодное время дополнительно изнутри шкурами и одеялами. Над одним из входов помещалось резное или рисованное изображение животного — тотема рода, к которому принадлежали обитатели данного дома.

Если появлялась необходимость прибавить к дому еще очаг, то разбирали один из концов и удлиняли здание.

Дом из коры мог простоять 10—12 лет; за этот период он начинал гнить и разрушаться насекомыми. Так как за это же время подбирался весь хворост в окрестных лесах и, следовательно, иссякали запасы доступного топлива, а также истощалась почва, то назревала необходимость переселения 1.

Сначала переселения эти происходили каждые 10—15 лет, потом продолжительность пребывания на одном месте увеличилась.

В XVI и XVII веках селения ирокезов огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен, с которыми ирокезы вели войны. Селения состояли из 10—30 домов.

Цитируется по изд.: Народы Америки I [том], под ред. А.В. Ефимова, С.А. Токарева. М., 1959, с. 205-206.

Примечания

1. В 1681 году, когда онондага перебирались со склонов Индейского Холма на одну из соседних речек, к ним попал один из французов-иезуитов. Он сообщал, что застал ирокезов этого селения занятыми переноской своей кукурузы, своего имущества и своих хижин на место, лежащее в 6 милях от их прежней резиденции, где они жили в течение 19 лет. Они совершали эту перемену, чтобы иметь топливо поблизости и добыть поля более плодородные, чем покинутые. Одна семья нанимает иногда от 80 до 100 человек себе в помощь, и она в свою очередь обязана оказать такую же помощь тем, кому это понадобится. По-видимому, из частей хижины переносились лишь те, на которые затрачено было много труда, вроде резных или расписных фронтонов. Кора и остов заготовлялись на месте.

Этнос: