Как показывают археологические памятники в Эпире, Фессалии и Беотии, по пути своего продвижения дорийцы производили сильные разрушения, а это предполагает сопротивление местного населения, оказанное завоевателям.
Около 1200 г. до н. э. дорийцами, вторгшимися, по всей вероятности, из Элиды, был разрушен ахейский дворец в Пилосе (Мессения). Нападение дорийцев было внезапным, как об этом свидетельствует поспешное бегство обитателей дворца. Вскоре после гибели пилосского дворца в Арголиде дорийцами же был разрушен микенский дворец.
Часть ахейской знати бежала в Аттику, в Афины. Это подтверждается и свидетельством Фукидида: «.. .вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из прочей Эллады удалялись к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и становясь тотчас гражданами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии даже в Ионию» (I, 2).
Часть населения, пытавшегося оказать вооруженное сопротивление дорийцам, после поражения покинула Пелопоннес, переселившись на острова Эгейского моря. Тиринф был покинут его обитателями и больше не заселялся. Началось освоение дорийцами захваченных территорий. Тогда и установилась новая система эксплуатации местного земледельческого населения и порабощение земледельцев, населявших плодородные долины.
В период выработки новых форм жизни (X—IX века до н. э.) завоевателями были унаследованы и основные орудия труда, которыми продолжали пользоваться земледельцы и ремесленники. Большинство ахейских поселений и после утверждения у власти новых вторгшихся племен сохранило свои прежние названия. Унаследованы были и все основные культы ахейских божеств, многие из которых к тому же имели, вероятно, общегреческое происхождение. Свидетельством глубины и ширины процесса ассимиляции является и самое существование гомеровского эпоса, уходящего корнями в ахейский период.
Сходство религиозных представлений, на основе общности происхождения и общего языка, несомненно содействовало процессу слияния культов и большей легкости заимствования технических и культурных достижений предшествующего периода.
Однако наряду с этим происходили и значительные разрушения производительных сил. Ирригационная система в Беотии пришла в упадок; искусство монументального строительства было забыто; на территории Греции выходила из употребления и забывалась письменность — слоговое письмо Б.
В течение первого столетия после вторжения дорийцев (1200— 1100 годы до н. э.) в Греции произошли значительные изменения. Хотя не все районы греческого мира подпали под власть завоевателей, но центры наиболее могущественных ахейских государств были разгромлены и уничтожены. Территория ахейских государств, заселенная вновь прибывшими племенами, была поделена между отдельными племенными общинами завоевателей.
Ахейцы Аркадии, усиленные притоком беглецов из соседних районов Пелопоннеса, сохранили свою независимость и свой племенной состав. Аттика и Афины, заселенные племенем ионийцев, сумели отстоять свою независимость.
На рубеже XI века до н. э. (около 1100 г.) происходило дальнейшее распространение греков на острова Эгейского моря и побережье Малой Азии.
Впоследствии здесь, особенно в Ионии, развились цветущие города греков: Милет, Эфес, Смирна, Фокея, Колофон.
Период дорийского завоевания оказал большое влияние на дальнейшую историю греческих обществ, так как с этим временем связано распространение орудий из железа. Возможно, что дорийцы уже владели техникой плавки железной руды, еще неизвестной ахейцам.
Население завоеванных районов как материковой, так и островной Греции, значительно превосходило завоевателей по своей численности. Чтобы удержать в повиновении массы основного производительного населения покоренных земель, дорийцам было необходимо опереться на местную землевладельческую знать, принимая ее в свою среду. Сами дорийцы, находившиеся во время вторжения на этапе первобытнообщинного строя (патриархат), не могли сразу же противопоставить порабощенному населению сильную централизованную власть, поскольку сами не знали государственного строя.
Цитируется по изд.: Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителей. Л., 1958, с. 41-43.