В настоящее время на Земном шаре более 26 миллионов представителей финно-угорских народов и народностей. Из них за пределами России проживают 20,3 миллиона человек (венгров -- 15 миллионов, финнов - 5,3 миллиона). На территории России, по данным переписи 1989 г., проживает 18 народов, относящихся к уральской языковой семье: мордва - 1 153 987, удмурты - 746 793, марийцы - 670 868, коми (зыряне) - 193 000, коми-пермяки - 152 060, венгры — 171 000, карелы — 130 929, финны - 67 000, ханты — 22 521, вепсы - 12 501, манси - 8 474, селькупы - 3 162, саами — 1 890, нганасаны - 1 278, ижорцы — 820, энцы - 309, водь — 310, ливы — 226 человек.
Большое влияние на расселение и выработку общих черт в хозяйстве, материальной и духовной культуре, обычаях и традициях оказали природно-географические условия. Именно они обусловили складывание близкой материальной культуры с древнейших времен.
Основная территория расселения финно-язычных народов приходится на обширную низменность с относительно спокойным рельефом, широкими речными долинами, озерами. Они покрывают сложной географической сетью всю территорию расселения финно-язычных народов России. Здесь проходят такие крупные водные артерии, как Волга, Ока, Ветлуга, Унжа, Сура, Сухона, Северная Двина и др. На всей территории много крупных и малых озер, издревле ставших излюбленными местами обитания финно-язычных племен. В Европейской части России выделяются такие крупные как Плещеево, Галичское, Белое, Онежское, Ладожское, Кубенское, Воже, Сегозеро, Выгозеро и др.
Область расселения финно-угорских народов относится к различным ландшафтно-географическим зонам. К южной части их обитания в устьевых районах Камы (у ее впадения в Волгу) примыкают области лесостепной зоны. Севернее по Волге широкой полосой проходит лесная зона, в которой преобладают широколиственные породы деревьев (дуб, липа, вяз, ясень, береза, клен). Значителен и процент хвойных лесов (ель, сосна, пихта).
[05]
Рис. 1.
Северные районы Вологодской, Архангельской областей, часть Карелии и Мурманская область, близкие по общим природным условиям к южным районам, в ландшафтно-географическом делении относятся к лесотундровой и тундровой зонам.
Самым многочисленным народом финно-язычной группы в России является мордва (рис. 1, 4). По переписи 1989 г. численность мордвы составляет 1 153 987 человек (по переписи 1979 г. 1 192 000 человек). На территории республики коренное население составляет 36%. Кроме того значительные группы мордвы проживают в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской областях, Башкирской, Татарской, Чувашской республиках, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Среди мордвы выделяются две этнические группы - эрзя и мокша. Эрзя преимущественно расселена в восточных районах Мордовской республики, а мокша занимает западные и южные (в бассейне реки Мокша). В более позднее время в связи с влиянием иноязычного окружения выделились другие небольшие этнографические группы мордвы. Этнонимы отдельных се групп обычно употребляются в процессе внутри-этнического общения. При межэтнических контактах используется этноним «мордва» («мордвини», «мордов-
[06]
ка»), известный еще по упоминаниям в сочинении готского историка Иордана (VI век).
В антропологическом отношении мордва в целом относится к европеоидной большой расе. У части мордвы-мокши имеются признаки монголоидной расы, характерные урало-лапоноидной группе населения, занимающего среднее положение между европеоидной и монголоидной рас.
В языковом отношении мокшанский и эрзянский языки восходят к обще-мордовскому языку-основе. В целом они близки между собой по лексическому составу, фонетике и грамматике. Выделяются также много диалектов мордовского языка. В целом для всех их характерно отсутствие грамматической категории рода, употребление послеложных конструкций вместо предлогов, наличие большого числа падежных форм, отсутствие префиксов в системе словоизменения и словообразования и др. Формирование мордвы тесно связано с финно-язычными племенами Поволжья.
Финно-язычный народ марийцы (рис. 1, 3) длительное время был известен под названием черемисы. Первые упоминания о них имеются у готского историка Иордана (VI век) и русских летописях XII века. В настоящее время официально утвердилось название народа - мари. По данным переписи 1989 года, численность марийцев составляет 670 868 человек (по переписи 1979 г. - 622 000 человек).
Из них в Марийской республике проживают 55%. Остальные небольшими группами обитают в Башкирской, Татарской, Удмуртской республиках, Нижегородской, Кировской, Екатеринбургской, Пермской и Оренбургской областях России.
Марийцы делятся на три этнографические группы: луговых, горных и восточных. Луговые занимают левобережье Волги (в пределах Марийской республики). Горные живут в пределах северного края Приволжской низменности, на правобережье Волги. Восточные марийцы расселены несколькими группами на значительной территории от низовьев Вятки до отрогов Среднего Урала.
В антропологическом отношении марийцы относятся к субуральскому типу уральской расы, являющейся результатом смешения европеоидных и монголоидных расовых групп населения с большей. долей европеоидного компонента. По антропологическим признакам луговые и горные марийцы почти не отличаются. Одонтологически для марийцев характерен северный грациальный тип, черты которого наблюдаются у большинства финно-угорских народов.
В языковом отношении марийский язык принадлежит к волжской группе финно-угорских языков. В грамматическом отношении он наиболее близок к мордовским и пермским языкам, занимая между ними промежуточное положение.
Выделяются четыре наречия марийского языка: луговое, горное, восточное и северо-западное. Каждое из них имеет от двух до семи говоров. Тем не менее сильных расхождений в наречиях нет. В целом грамматический строй марийского языка агглютинативный. Приставок нет. Имена существительные изменяются по числам, падежам и притяжательности. Категория рода отсутствует.
[07]
Глаголы имеют три основные и пять описательных форм времени. Вместо предлогов употребляются послелоги. В марийском языке 8 гласных (в диалектах до 10) и 22 согласные фонемы.
Карелы (рис. 1, 1) — коренное население Карелии, обитающее также в северо-западных областях России (рис. 1, 3). По переписи 1989 года их насчитывается 130 929 человек, из них в Карельской республике проживает 81,3 тысяч Названий у карел несколько. Основным следует считать карьялайзет. Собственно карелы называют себя карьялани, приладожские - ливгиляйне, ливвикей, прионежские - лююдилайне, лююдикей.
В антропологическом отношении они относятся к беломоробалтийской расе большой европеоидной расы. У некоторых групп карел антропологи отмечают слабую монголоидную примесь.
Карельский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи. В карельском языке выделяются три основных диалекта: собственно карельский (преимущественно характерен для средней и северной части Карелии), ливвиковский (в основном в Приладожье) и людиковский (в Прионежье). В скандинавских сагах карелы упоминаются под названием кирьяла. В 1143 г. карелы упоминаются в русских летописях.
В этногенезе карел в значительной мере принимали участие средневековые финноязычные племена веси.
Вепсы (рис. 1, 2), известные до ХХ века под названием чудь, проживают в южных районах Карелии (в основном на юго-западном побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской области. По переписи 1989 года их насчитывается 12 501 человек.
Самоназвание вепсов - бепся. Соседние народы их также называют вепсь, вепся, людиникад.
Вепсы относятся к беломоро-балтийской расе большой европеоидной расы. Вепский язык языковеды относят к прибалтийскофинской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи. Основные диалекты - северный, или прионежский, шелтозерский (на юго-западном побережье Онежского озера), средний (в северовосточной части Ленинградской области, Бабаевском районе Вологодской области) и южный (Ефимовский и Бокситогорский районы Ленинградской области).
В формировании вепсов основную роль играли средневековые финно-язычные племена веси.
Финно-угорские народы Европейской России пермской языковой подгруппы занимают районы Приуралья.
Коми (рис. 1, 6), по переписи 1989 г. насчитывалось более 345 000 человек, из них 281 000 проживают в республике Коми. Среди них выделяются две этнические группы. Большую составляют коми-зыряне (193 тыс. человек). Названий несколько: комиморт (коми-человек), коми-йоз (коми-люди), коми-войтыр (коминарод). Кроме республики Коми они проживают в Архангельской, Мурманской, Тюменской, Омской областях, Ненецком, Ямало-Не-
[08]
нецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Алтайском крае. Коми-зыряне родственны коми-пермякам и удмуртам. Основные субэтнические группы: ижемцы, удорцы, печорцы, вымичи, вычегодцы, сысольцы, лузцы. В антропологическом отношении комизыряне относятся к ильменскому и беломорскому типам беломорско-балтийской расы большой европеоидной расы. Западные и восточные коми в целом относятся к восточно-балтийскому расовому типу.
Коми-зырянский язык относится к пермской подгруппе финноугорской группы уральской семьи. В языке много диалектов. Литературный язык сложился на основе присыктывкарского диалекта. Коми-пермяки (152 тысячи человек) обитают в Коми-Пермяцком автономном округе Пермской области, в Кировской, Новосибирской областях, Алтайском крае, Казахстане. Среди них выделяются несколько субэтнических групп (язьвинцы, зюздинцы, иньвенские, кочевские, чайнские). Родственны коми-зырянам и удмуртам. Они относятся к беломоро-балтийской расе большой европеоидной расы с примесью уральского компонента.
Коми-пермяцкий язык пермской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Выделяются южные и северные наречия со многими диалектами.
Удмуртов (рис. 1, 5) по переписи 1989 г. насчитывается 747 тысяч человек. Из них в Удмуртской республике проживают 479,4 тысячи человек. Остальные живут в Башкирской, Татарской, Марийской республиках, Кировской, Пермской, Екатеринбургской областях.
Название удмуртов - удмурт, или удморт. До 20-х годов ХХ века вотяки.
Среди удмуртов выделяются две этнографические группы - северные и южные.
В антропологическом отношении удмурты относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Язык удмуртов относится к пермской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи. В языке удмуртов выделены четыре наречия — северное, южное, периферийно-южное и бесермянское.
В настоящее время финно-угорские народы занимают небольшие островки среди русскоязычного населения (рис. 1). В ходе русской колонизации территории финно-угров исчезли многие народы.
В силу особой демографической политики сначала русского царизма, затем социалистического государства, а также непродуманной экономической политики уничтожены национальные особенности народов. Многие из них лишились компактного расселения в своей этнической среде, рассеялись по разным регионам России.
В настоящее время быстрыми темпами идет процесс ассимиляции финно-угров в основном русскоязычным населением. В основных районах их расселения в значительной мере утеряны традиционные формы ведения хозяйства, этнографические особенности, истоки духовной культуры. Главный удар по традиционной культуре народов был нанесен политикой советского государства –
[09]
[ФОТО]
Рис. 2.
стремлением создать в СССР единую социалистическую культуру. Формирование «национальной по форме и социалистической по содержанию» культуры не только разорвало связь между формой и содержанием, но и уничтожило связь времен, традиций в культуре каждого народа и традиционные связи между ними.
Страшным ударом для возрождающихся национальных культур были сталинские репрессии. Поверившие в самоопределение и свободное развитие представители национальной интеллигенции были физически уничтожены. У одурманенных социалистическими лозунгами народов вновь были ликвидированы попытки возрождения своей культуры. Строгая цензура тоталитарного режима вплоть до последних лет давала ход только тем ручейкам развития, которые лили воду на мельницу официальной политики государственного аппарата. Ярким примером войны против собственного народа стали раскопки мест погребений жертв сталинских репрессий в окрестностях Йошкар-Олы, столицы Марийской республики. Только в одну яму были сброшены в три слоя 164 расстрелянных в упор в затылок ни в чем не повинных человека (рис. 2). По сохранившимся документам установлена дата этой зверской расправы - 4-5 августа 1937 г. По результатам аэросъемок только в окрестностях Йошкар-Олы таких ям около 200. Остается только предполагать о судьбах десятков тысяч представителей марийского народа
из этих ям, чья жизнь оборвалась по вине душителей народов. Среди расстрелянных был и цвет марийской интеллигенции - поэты, писатели, композиторы, музыканты, артисты, народные умельцы.
[10]
Долгие века длилось сокращение численности финно-угорских народов на территории России. Этот процесс продолжается и в наши дни. Поэтому важно осознать роль финно-угров в общей сокровищнице культуры народов России, узнать исторические корни и истоки многих сторон материальной и духовной культуры, показать представителям финно-угорских народов их великий путь и великие достижения, которые дают право гордиться историей своего народа, дают веру в будущее.
Автор предлагает совершить экскурсию в древние периоды истории финно-угров Европейской России.
[11]
Цитируется по изд.: Патрушев В. Финно-угры России (IIтыс. до н. э. – начало II тыс. н. э.). Йошкар-Ола, 1992, с. 5-11.