Шеломова Т. Коми-пермяки.

Версия для печатиВерсия для печати

Автоэтноним (самоназвание)

коми-морт, коми-йоз, коми-отир: Самоназвание коми-пермяков: коми-морт (единственное число), коми-йоз, коми-отир (множественное число).

Основная территория расселения

Основная -
Коми-Пермяцкий автономный округ;
Кировская область, Афанасьевский район;
Пермская область, Красновишерский район.
Другие регионы -
город Пермь;
Республика Коми;
Республика Татарстан;
Краснодарский край;
Свердловская область;
Томская область;
Тюменская область;
Ханты-Мансийский автономный округ;
Ростовская область;
Новосибирская область;
Украина;
Казахстан.

Численность

1850-е гг. - около 59 тыс. чел., в том числе в границах современной территории Коми-Пермяцкого национального округа - около 41 тыс. чел. (69,5 %).
1897 г. - 104,7 тыс. чел.
1926 г. - 142,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 117,3 тыс. чел. (82,1 %).
1939 г. - 137,2 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 111,7 тыс. чел. (81,4 %).
1959 г. - 143,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 127,6 тыс. чел. (88,7 %).
1970 г. - 153,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 123,6 тыс. чел. (80,8 %).
1979 г. - 151,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 106,0 тыс. чел. (70,2 %).
1989 г. - 152,1 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 95,4 тыс. чел. (62,7 %).

Этнические и этнографические группы

Зюздинские коми-пермяки - Кировская область, Афанасьевский район;
Коми-язьвинцы - Пермская область, Красновишерский район.

Язык

коми-пермяцкий: Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). В качестве самостоятельного литературного языка он сформировался в результате территориального обособления в 1920-х годах. Имеет 4 наречия: южное (диалекты - кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский), северное (диалекты - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский), верхнекамское, коми-язьвинское). В основу литературного языка с конца 1930-х годов положен кудымкарско-иньвенский диалект.
Коми-пермяцкий язык является языком национальной литературы, театра, местной печати и радиовещания, языком обучения в начальных классах национальных школ. В настоящее время в 89 школах Коми-Пермяцкого автономного округа из 197 ведется преподавание коми-пермяцкого языка и литературы как предметов, а в целом языком преподавания является русский. В Пермском педагогическом институте открыто отделение коми-пермяцкого языка и литературы.
В Кудымкаре на родном языке издаются литературно-художественные сборники “Иньва” и “Бичирок” (“Искорка”). В округе выходят две газеты.
Сокращается доля коми-пермяков, считающих родным языков коми-пермяцкий и возрастает влияние русского языка. С 1959 по 1989 г. доля коми-пермяков, назвавших язык своей национальности родным сократилось с 92 % до 71,1 %.
По сведениям массового опроса 1992 г. коми-пермяцкий называют родным языком 67,6% коми-пермяков Коми-пермяцкого автономного округа, русский - 27,1%, в городе соответственно 43,8% и 48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%. Разговорным коми-пермяцким языком свободно владеют 62,9% горожан коми-пермяцкой национальности, на селе 95,0%, русским соответственно - 94,0% и 86,8%. Большинство горожан коми-пермяков при общении дома употребляет русский язык. В сельской местности в сфере домашнего общения преобладает родной язык.
Коми-пермяцкий язык и литературу изучает 25 % всех учащихся. Средства массовой информации Коми-Пермяцкого автономного округа практически полностью русскоязычны. Большая часть коми-пермяков предпочитает читать и писать по-русски.
В 1990 г. была разработана и принята программа развития коми-пермяцкого языка (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Писменность

Письменность на коми-языке была создана на основе кириллицы Стефаном Пермским во второй половине XIV в., употреблялась до XVIII в. для религиозных целей, затем была забыта.
Известны рукописные словари коми-пермяцкого языка XVIII в. С 1860-х годов издаются грамматики и словари. В начале XX в. в Казани были созданы и выпущены первые книги, в том числе букварь (1908 г.) и книга для чтения (1909 г.), составленные учителем К. М. Мошеговым.
До 1918 г. на разных диалектах коми-пермяцкого языка было издано 15 книг. В 1932-1938 гг. письменность коми-пермяцкого языка существовала на латинской основе. С 1938 г. используется русская графика с введением дополнительных букв.

Религия

Православие: Коми-пермяки - православные христиане. В их числе значительное число старообрядцев.

Традиционные верования: Традиционные верования…

Этногенез и этническая история

Автохтонное население Прикамья относилось первоначально к прафинно-угорской языковой общности, позднее - прафинской.
В IX—XV вв. в верхнем Прикамье развивается родановская культура, принадлежащая непосредственным предкам древних коми-пермяков. В их формировании приняли участие также группы обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян (перми вычегодской) и восточных славян.
В тот период образовались две обособленные этнические группы - зюздинская в истоках Камы и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, обосновавшихся на реке Язьве в ХII-ХIII вв.).
В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, начинается процесс консолидации племен в народность. По русским письменным источникам известно княжество Пермь Великая.
В ХIV - начале ХV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья. В 1451 г. в Перми Великой была установлена власть наместника Московского князя. В 1505 г. великопермский князь утратил полностью управление, Пермь Великая стала воеводством. Местное население в 1450-1460-х гг. было крещено.
В 1558 г. значительная часть коми-пермяков оказалась в вотчине солепромышленников Строгановых. Правовое положение коми-пермяков не отличалось от положения русских крестьян.
К ХVI в. окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков, включавшая бассейны рек Иньвы и Косы (в административном отношении - Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды).
В XVI—XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Некоторые группы коми-пермяков переселились на Печору и за Урал.
Южные коми-пермяки к началу XVIII в. оказались помещичьими крепостными, северные - до реформы 1861 г. оставались государственными (черносошными) крестьянами.
Из-за экономических причин в ХIХ - начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы-коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г. - автономный округ).
На протяжении 1960-1980-х гг. из-за недостаточного развития экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствия - низкого уровня жизни, происходил отток населения за пределы автономии, особенно высококвалифицированных кадров.
Наиболее значительные группы коми-пермяков переселялись в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, в города Пермской области. Самая крупная община сформировалась в г. Перми (11 тыс. чел.).
Длительные этнокультурные связи коми-пермяков и русских, близость культуры способствуют в настоящее время смешанным бракам между представителями этих народов, особенно в городских поселениях.

Хозяйство

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX — начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Традиционные пахотные орудия - деревянная соха с двумя ральниками (гoр) и бесколесный плуг с отвалом (сабан). Расчищенные из-под древесной растительности участки земли обрабатывали с помощью бороны-суковатки (увья пиня), постоянные поля — вязаной деревянной бороной (пу пиня) или рамной бороной с железными зубьями (кoрт пиня). Сеяли вручную из лубяного лукошка (кoдзан куд), жали серпами (чарла). Снопы сушили в срубных овинах (oвин), обмолачивали цепами (вартан) на току (гуна). Мололи зерно на водяных мельницах-мутовках или на ручных мельницах (киа изын). С конца XIX в. стали использовать конные молотилки и колесные мельницы.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ в. появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено. Траву косили косой-горбушей; в XX в. появились косы-литовки. Сено сгребали в копны ручными граблями (куран), а затем с помощью деревянных и металлических вил складывали в стога. Из-за ограниченной площади сенокосных угодий и недостатка кормов в пищу скоту добавляли солому и ветки деревьев.
В южных районах значение земледелия было выше чем на севере.
В конце XIX — начале XX в. часть зажиточных крестьян занялась торговлей сельскохозяйственными продуктами (зерно, льняное семя, говядина), продавая их купцам из Соликамска и Чердыни.
В советский период земледелие сохранило своё ведущее значение. На территории Коми-Пермяцкого автономного округа к концу 1930-х гг. было создано более 500 колхозов.
Основные сельскохозяйственные культуры в настоящее время - озимая рожь, овес, ячмень, лен, картофель. В районе Кудымкара развито овощеводство. На юге Коми-Пермяцкого автономного округа появилось пчеловодство и садоводство.
Продолжается развитие животноводства (преобладает крупный рогатый скот).
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Применяли также пассивные орудия лова: капканы или ловушки. На зайцев ставили проволочные петли, на дичь — силки. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова - различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа. Крупную рыбу ночью били острогами с лодок, освещая воду берестяными факелами, а также ловили на крючки и в волосяные силки. Вся добытая рыба шла в пищу.
В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве.
В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты. Часть промыслов в настоящее время продолжает сохраняться.

Традиционная одежда

Традиционная одежда коми-пермяков близка одежде северных русских, коми-зырян и удмуртов. Основа женской одежды - сарафанный комплекс с рубахой. Были распространены два типа рубах (йoрнoс):
1. с прямыми поликами и сборками у ворота;
2. на кокетке с воротником-стойкой и нагрудником.
Сарафаны (дубас) — косоклинные и круглые сборчатые на лямках из крашеного холста и набойки. Лямки обшивались кумачом или цветным ситцем. Женщины язьвинских коми-старообрядцев носили более длинные сарафаны-клинники. Сходная по покрою женская одежда зюздинских коми-пермяков из клетчатой пестряди называлась пестрядинником. Обязательной деталью женской одежды были передники (запон) и фартуки с грудкой (мороса запон).
Головные уборы женщин - чепцы. На юге это самшура (шoмшура, моршень), с твердым дном, обшитая кумачом, украшенная вышивкой и позументом, в северных районах - кокошник, имеющий твердое полуовальное очелье, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером. Поверх головных уборов при выходе на дома надевали платок.
Основа мужской одежды - холщовые штаны (вешъян) и рубаха с прямым или косым разрезом и нагрудной планкой. Вместо пуговиц использовались завязки. Украшением ворота, рукавов и подола служили красные тканые полоски. Головными уборами служили валяные из шерсти колпаки, фуражки.
Верхняя одежда для мужчин и женщин была сходной. Это косоклинные и сборчатые кафтаны (шабур, зипун, поньтoк), овчинные шубы (пась), полушубки и тулупы. Для мужчин также характерны специфические виды верхней рабочей одежды — закрытый передник (соса запон) с круглым отверстием для головы, разрезом сзади от талии и рукавами, охотничья накидка (лузан).
Традиционная обувь - берестяные или лыковые лапти (нинком). На севере получили распространение кожаные коты. Зимняя обувь: ишим — валяные головки с суконным голенищем и валенки.
Охотники носили кожаную обувь с загнутым вверх носком (лямпа кoтi, кoм), высокие сапоги-бродни с мягкой подошвой.
Важными деталями одежды были аксессуары: узорные чулки-гольфы (чулки, ной идз, сера идз), рукавицы (кепись), перчатки (чуня кепись), тканые пояса (кушак, пoкрoм).
В настоящее время в обиходе общеевропейская одежда. Национальный костюм используется фольклорными коллективами.

Традиционные поселения и жилища

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты - села. В 1926 г. 91,5% жителей округа были расселены в поселениях людностью до 500 жителей, в том числе в населенных пунктах размером до 200 жителей проживало 60% населения. Многие хутора, починки были ликвидированы в 1930-е гг. В то же время в округе стали возникать сельские поселения нового типа - поселки лесозаготовителей, число которых достигло максимума в 1950-е гг. Они выделялись неоднородным этническим составом, часто с преобладанием русского населения.
Традиционную структуру и систему расселения коми-пермяков нарушила политика ликвидации так называемых неперспективных, т.е. малых деревень. Особенно интенсивно такая политика проводилась в 1960-1970-е гг. Если в 1959 г. в Коми-Пермяцком автономном округе насчитывалось 1280 сельских населенных пунктов, в 1979 - 831, в 1984 г. - 731.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище - срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба — сени — клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная — более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В конце XIX — начале XX в. в крупных селах у зажиточных крестьян, ремесленников, купцов появляются одно- и двухэтажные обшитые тесом дома с шатровой крышей, мезонинами. Культовыми общественными постройками в селах были церкви, в деревнях — часовни.
Жилище (керку пытшкoс) среднерусского типа с глинобитной печью (гор) у входа, с устьем, направленным к фасадной стене. По диагонали от печи - красный угол (енпельoс), с расположенным там столом. Над входом в избу устраивались полати (пoлать), у самой двери — лохань с умывальником. Вдоль стен располагались лавки (лабич) и полки (джадж). Печной угол — кухня (ком) отгораживался одним или двумя брусьями и завешивался пестрядинной занавесью.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба — сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

Пища

В основе пищевого рациона коми-пермяков - мучные изделия. Хлеб - ячменный или ржаной, часто с добавками: толченой лебедой, пихтовой корой, мукой из сушёных ягод черемухи. Пекли также блины, оладьи, шаньги, пироги. Любимыми блюдами считаются пельмени (пельнянь, буквально “хлебное ухо”) с мясом, грибами, редькой, пироги-рыбники (черинянь).
На зиму сушили и солили грибы, а также замачивали и сушили ягоды. Употребляли в пищу овощи, молочные продукты. С мясом обычно готовили праздничные блюда. Почти повсеместно в пищевой рацион входила рыба.
Первым блюдом были кислые щи (шома шыд), похлёбки (шыд) из ячневой крупы, гороха, мяса. Вторые блюда - каши (чаще ячневая и овсяная), рыба, картофель.
Традиционные напитки — кислый хлебный квас (ырoш), гороховый и ягодный кисели, овсяная и малиновая брага. Домашнее пиво (сур) из ржаного солода являлось праздничным напитком. Повседневные напитки - чай, травяные настои.
В настоящее время сохраняется основа традиционной модели питания коми пермяков. Сохраняют популярность выпечные изделия: блины, оладьи, шаньги, пироги, блюда из грибов, ягод, рыбы, разнообразные каши, супы. Самым распространённым напитком является чай.

Социальная организация

После присоединения к Московскому государству большинство иньвенских коми-пермяков Соликамского уезда стали крепостными графов Строгановых. Коми-пермяки Чердынского уезда были причислены к сословию государственных крестьян.
С конца XIX в. у коми-пермяков преобладает индивидуальная малая семья. Кустовой характер расселения родовые прозвища и топонимы свидетельствует о бытовавшей в более ранний период большой семье и патронимии (увтыр, котыр).
Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX в. сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы — распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа — Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Духовная культура и традиционные верования

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV—XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований. Существовали пережитки культа предков, духов — хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” — мелких и темных существах, вредящих людям.
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” — Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Коми-пермяки создали оригинальный многожанровый фольклор.
Известны предания о Пере-богатыре, Кудым-Оше и других “чудских” богатырях, предания о чуди. Широкое распространение имели разнообразные сказки. До настоящего времени популярны былички, поговорки, пословицы, загадки.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.

Современные этнические процессы

С конца 1950-х гг. с территории Коми-Пермяцкого автономного округа выехала значительная часть населения, из которых большую долю составили русские и другие народы: с 1959 по 1989 гг. население округа сократилось с 235,9 тыс. до 160 тыс. человек. Это привело к увеличению доли коми-пермяков в национальном составе населения округа со 54,1 % (127,6 тыс. человек) до 60,1 % (95,4 тыс. человек). 44% коми-пермяцкого населения округа сосредоточено в Кудымкарском и Юсьвинском районах.
В настоящее время сельское население Коми-Пермяцкого автономного округа продолжает сокращаться, хотя темпы его сокращения в последние годы замедлились.
Доля коми-пермяков-горожан остается существенно меньше, чем в среднем по стране (в 1989 г. 39,8 %). Вместе с тем, около 3/4 коми-пермяков, проживающих за пределами округа, являются городскими жителями.
Социальная и половозрастная структура коми-пермяков, проживающих в Коми-Пермяцком автономном округе неблагоприятна в сравнении с соседними регионами. Идет активный процесс обеднения населения, заметная часть молодёжи не имеет работы. Велико количество неполных семей (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Библиография и источники

Классические работы

  • Материалы для описания быта пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. Т. 29. Отд. VII. Кн. 4./Рогов Н.А.-1858
  • Пермяки. // Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. Т. IX. Вып. 2./Смирнов И.Н.//Казань-1891
  • Пермяки. Этнографический очерк./Янович В.М.//Живая старина. Т. 1-2.-1903
  • Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)/Белицер В.Н.//Москва//Труды Института Этнографии. Новая серия. Том 45-1958

Общие работы

  • Коми-Пермяцкий национальный округ//Москва; Ленинград-1948
  • Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990
  • Мифология коми//Москва-1999
  • Обзор данных о географическом распространении пермяков // Записки общества любителей естествознания. Т.ХI. Вып. 2./Теплоухов Ф.А.//Свердловск-192783-104
  • Коми-Пермяцкий национальный округ: Краткий справочник./Бачев Г. Т.//Кудымкар-1975
  • Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999

Отдельные аспекты

  • Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа./Ожегова М. Н.//Кудымкар-1961
  • Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре/Ожегова М. Н.//Пермь-1971
  • Коми-пермяцкая диалектология/Баталова Р. М.//Москва-1975
  • Декоративно-прикладное искусство народов коми/Грибова Л.С.//Москва-1980
  • Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре/Гусев Д. И.//Кудымкар-1956
  • Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике/Домнин А.М.//Пермь-1972

Отдельные региональные группы

  • Коми-язьвинский диалект/Лыткин В. И.//Москва-1961
  • Язьвинские пермяки: История и традиции./Чагин Г.Н.//Пермь-1993

Публикация источников

  • Солнце и месяц (Коми-пермяцкие народные сказки)/Ожегова М. Н.//Кудымкар-1989
  • Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985./Баталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С.//Москва-1985
  • Образцы коми-зырянской речи/Жилина Т.И., Сорвачева В.А.//Сыктывкар-1971

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education