Рикман Э.А. Румыны.

Версия для печатиВерсия для печати

РУМЫНЫ, ромынь (самоназв., от лат. романус - “римлянин”). Численность в Российской Федерации ок. 6 тыс. чел. румын - осн. нас. Румынии. Числ. в Румынии 20,4 млн. чел. Живут также на Украине (ок. 135 тыс. чел.), в Югославии (55 тыс. чел.), Венгрии (9 тыс. чел.), Болгарии (4 тыс. чел.), США (50 тыс. чел.), Канаде (25 тыс. чел.) и др. странах (преимущественно в городах). Родств. этнич. группы румын: мегленские румыны (к Западу. от р. Вардар), аромуны (в балканских странах) и истрийские румыны, или истрорумены (в Югославии). Письменность на латинской. графической основе (до сер. 19 в. - на основе кириллицы). Большинство верующих - православные, есть протестанты и католики.

В основе румынского этноса лежат фракийские племена гетов и даков. Важнейшим этапом формирования предков румын была романизация гето-даков в период Римской империи, когда на их землях были образованы провинция Мёзия (1 в. до н.э. - 5 в. н. э.) и Дакия (2 - 3 вв. н. э.). К 6 в. образовалась дако-романская этнич. общность, вступившая в контакт со славянами, повлиявшими на её материальную и духовную культуру. Большая часть славян левобережья Ниж. Дуная была ассимилирована романоязычным населением. На рубеже 1-го и 2-го тыс. н. э. образовалась восточнороманская волошская народность (влахи, волохи - в византийских и славянских источниках). В 9 в. предки румын восприняли от болгар христианство. Этноним румыны впервые зафиксирован в 16 в. Лит. язык сложился в 17—18 вв. на основе мунтянского и др. говоров. Османское господство (с 16 в., окончательно ликвидировано в 1878) тормозило этнич. развитие Р. Формирование рум. народа связано с созданием единого лит. языка и объединением в 1859—61 историч. обл. Молдовы и Валахии в единое нац. гос-во (с 1862 -Рум. княжество, с 1881 - королевство). Рум. нация консолидировалась после присоединения Трансильвании (1920).

Традиц. занятия - пашенное земледелие, виноградарство, садоводство, до нач. 19 в. ведущим занятием было скотоводство (крупный и мелкий рог. скот). Отгонное скотоводство способствовало миграции Р. в соседние страны. Развиты художеств, ремёсла - ткачество, ковроткачество, вышивка, керамика, резьба по камню и дереву, обработка кожи. По технике произ-ва и орнаменту различаются олтянский, мунтянский, марамурешский и др. типы ковров.

Поселения в горах, где население занято скотоводством, разбросанные; в холмистой местности с развитым земледельческо-скотоводческим х-вом - разбросанные группы (кэтуны) усадеб; на равнинах, где преобладает земледелие, - поселения нерегулярной уличной или линейной планировки; с 18—19 вв. распространяются прямоугольные в плане сёла с пересекающимися под прямыми углами улицами. Усадьбы имеют огражденный двор или двойной дворе загоном для скота и огражденным пространством перед домом. Древнейшие типы жилищ: полуземлянки из 1-3 помещений, с очагом, а также наземные - плетёные, обмазанные глиной. С 19 в. чаще строят срубные, каменные (известняк) и кирпичные дома. Четырёх- и двускатные кровли покрыты соломой, камышом, дранкой или черепицей. С кон. 18 в. возобладала трёхраздельная планировка жилища: посередине сени (тиндэ), по сторонам жилая комната (одайе) и неотапливаемая горница (каса чя маре). Бытуют и многокомнатные дома. Распространён дом на подклети, где устраивают кухню и погреб. Традиционный интерьер сельского дома: деревянные лавки, кровать, низкий круглый стол, поставец для посуды, сундук. Украшения: декоративные ткани (ковры, полотенца), деревянные поделки, керамика.

Традиц. жен. одежда - белая холщовая рубаха туникообразного покроя с ластовицами (кэмашэ) или короткая кофта (ие); поясная одежда - цветная шерстяная несшитая юбка (катринцэ) или плиссированная юбка с разрезом на боку (вылник); богато орнаментированный узкий тканый пояс и 2 фартука, надеваемые спереди и сзади (фотэ); “илет - суконный (илик) или меховой (кожок); на голове - покрывало (марамэ) из шёлка, косынка или чепец (чяпсэ). Муж. костюм - холщовая рубаха туникообразного покроя или на кокетке, с ластовицами; штаны из белого холста или шерсти, кожаный или шерстяной широкий пояс и безрукавка. Головные уборы — смушковые шапки, войлочные, фетровые или соломенные шляпы. Обувь - сыромятные постолы, Зимой мужчины и женщины надевают суконные свиты или овчинные кожухи.

Традиц. пища - мамалыга из кукурузной муки и лепёшки (мэлай), борщи (чорбэ), козонак - род кулича, ынвыр-титэ - калач из слоёного теста с начинкой из толчёных орехов с сахаром или ягодами, испечённые на решётке-грэ-таре мясо и рыба. На Рождество, Новый год и свадьбу выпекают плетёный калач (колак), готовят голубцы в капустных или виноградных листьях, жаркое (то-канэ), дроб - блюдо из потрохов ягнёнка. Распространены самодельные виноградные вина и водка-цуйка. .

Преобладает малая семья, распространены многопоколенные семьи, до нач. 20 в. существовали большие патриархальные семьи. Сел. общину составляли группы родств. семей, а обществ, жизнью руководил выборный орган - обште.

Устное нар. творчество представлено эпич, песнями, сказками, пословицами, поговорками, лирич. песнями - дойнами, ок. 2 тыс, танцев (хороводные, парные, круговые, линейные). Наиб. распространённые муз. инструменты: бучум - длинная пастушеская труба, най - система из неск. объединённых вместе флейт разного размера.

Автор: 
Страны: 
Этнос: