Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше, оставшихся в Самарии после ассирийского завоевания 722 до н. э. Евреи рассматривают их как потомков мидийских племён кутиев, переселённых ассирийцами в Самарию вместо выселенных евреев и отчасти смешавшихся с местным населением. Самаритяне оформляются в самостоятельную близкую к иудаистам секту в V — III вв. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского плена в VI в. до н. э. На продолжении многовековой истории самаритяне существовали в рамках многочисленных государственных образований Ближнего Востока: эллинистических царств, Римской империи, Византии, Ирана, Арабского халифата, крестоносцев, мамлюков, Османской империи, британского мандата, нередко подвергаясь религиозным преследованиям, что привело к сокращению их численности от нескольких сот тысяч человек в начале христианской эры до 160 человек в 1880 и сокращению ареала расселения от всего Восточного Средиземноморья в начале христианской эры до склонов горы Гризим в начале XX в.
Самаритянские верования являются архаичной формой иудаизма, в основе которой лежит самаритянский извод Пятикнижия Моисеева и ряд более поздних сочинений экзегетического и юридического характера.
У самаритян сохраняются архаичные формы культа, в частности пасхальное жертвоприношение. У них имеется институт священства и статус первосвященника, унаследованный непосредственно от библейского Аарона. Центром самаритянского культа является вершина горы Гризим, где некогда стоял самаритянский храм.
Самаритяне сохраняют специфику ритуальной одежды. Повседневная же одежда, пища и жилище следуют израильской или палестинской норме. Самаритяне тяготеют к эндогамии, но в последнее время стали допускаться браки с евреями, при условии принятия последними самаритянских норм и обычаев.
Численность самаритян — около 500 человек, они расселены примерно поровну на склонах горы Гризим недалеко от города Наблус (Западный берег Иордана) и в городе Холон (Израиль). Говорят на языках афразийской семьи: иврите в Израиле и сиро-палестинском диалекте арабского в Наблусе; до XV в. говорили на самаритянском диалекте арaмейского языка. В культовых целях сакральные тексты на иврите и арамейском до сих пор пишутся особой самаритянской письменностью, единственной сохранившейся до сих пор формой финикийского письма.
В этническом отношении самаритяне представляют собой особую этноконфессиональную группу. Евреи рассматриваются самаритянами как отступившая от истины часть одного с ними народа. Государство Израиль не считает самаритян евреями, но видит в них единственную, кроме евреев, группу, имеющую право на репатриацию в Израиль по закону о возвращении. В 1990-х гг. обострились отношения самаритян с окружающим мусульманским населением города Наблус. Одновременно наблюдается рост численности живущей в Израиле общины самаритян как за счёт естественного прироста, так и за счёт иммиграции с горы Гризим. В Израиле сложился особый самаритянский квартал «Шхунат шомроним» в Холоне, функционируют самаритянская синагога, школа, издаётся журнал «Алеф-Бет» на иврите, арамейском, арабском и английском языках.
Энциклопедия «Народы и религии мира»