Шеломова Татьяна. Тувинцы.

Автоэтноним (самоназвание)

Тыва: Самоназвание тувинцев — тыва.

Основная территория расселения

Основная территория расселения тувинцев - Республика Тыва - 198,4 тыс. чел. (1989 г.)
Тувинцы живут также в Монголии (25 тыс. чел.), в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не Китая (3 тыс. чел.).

Численность

Численность тувинцев в Российской Федерации:
1959 г. - 99,9 тыс. чел.
1970 г. - 139,0 тыс. чел.
1979 г. - 165,4 тыс. чел.
1989 г. - 206,2 тыс. чел.
Общая численность тувинцев в 1989 г. — 235 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

Тувинцы делятся на две этнографические группы: западные тувинцы (горно-степные р-ны западной, центральной и южной Тувы) и восточные, или тувинцы-тоджинцы (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы). Тувинцы-тоджинцы составляют около 5 % всех тувинцев.

Язык

тувинский: Тувинский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Тувинский язык имеет диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский).

Писменность

Письменность тувинцев создана на основе русской графики.

Религия

Традиционные верования: Верующие тувинцы в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Ламаизм: Верующие тувинцы в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Этногенез и этническая история

В образовании тувинской этнической общности приняли участие различные по своей лингвистической принадлежности группы древних аборигенов Сибири, родственных современным самодийцам, кетам, мон-голам и тюркам. В середине I тыс. н.э. территория Тувы входила в состав коренных земель Тюркского каганата, одной из крупнейших кочевых дер-жав средневековья. В начале ХШ в. тувинские племена оказались в составе монгольской державы Чингизхана, и в дальнейшем история Тувы была связана с феодальными княжествами западных монголов (ойратов). В се-редине ХVII в. устанавливаются связи населения Тувы с Россией. В первой половине ХVIII в. часть тувинских родоплеменных объединений вместе с предками современных алтайцев и хакасов вошла в состав Русского государства. Накануне Первой мировой войны Тува (рус. назв. Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 авг. 1921 г. была провоз-глашена Народная Республика Танну-Тува. С 1926 г. она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 окт. 1944 г. республика была приня-та в состав СССР и стала автономной республикой в составе Российской Федерации. В 1961 г. была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. -Республика Тува, с 1993 г. - Республика Тыва.

Хозяйство

Основным видом хозяйственной деятельности тувинцев являлось кочевое скотоводство. Главными районами его распространения были сухие степи центральной и юго-западной Тувы. Здесь в качестве подсобной отрасли хозяйства в ограниченных размерах практиковалось также и земледелие.
Тувинское скотоводство имело ярко выраженный пастбищный характер с круглогодичным нахождением окота в степи на подножном корму. Араты (крестьяне-скотоводы) не практиковали зимней подкормки и не строили помещений для стоянок скота. В течение зимы арат должен был несколько раз менять пастбища. За скотом передвигалась его семья. В холодные многоснежные зимы хозяйству арата постоянно грозила бескормица и падеж, от которого особенно страдал молодняк. Тувинцы степных районов разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, коз и верблюдов.
У тувинцев-тоджинцев северных и северо-восточных лесных районов Тувы преобладающими отраслями хозяйства были охота и связанное о ней верховое оленеводство. Оленеводство северо-восточных районов Тувы также имело пастбищный характер. В течение круглого года олени содержались на подножном корму. Летом их отгоняли высоко в горы, зимой пасли в долинах. Тувинцы-тоджинцы практиковали дойку оленей, для этого они привязывали молодняк на день около жилища, и оленухи сами приходили из стада к телятам. Араты не запрягали оленей, а употребляли их только для верховой езды и транспортировки грузов. Оленье седло было подобно седлу для лошади. Зимой на оленях уходили далеко в тайгу про-мышлять пушнину.
Основной земледельческой культурой тувинцев было просо, которое высеивали недалеко от последней зимней стоянки. Земледельческие участки обрабатывались обычно в течение трех-четырех лет, затем их оставляли и переходили на другой, некогда заброшенный. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой-«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использо-вать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.
До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Пуле они дали на-звание «ок», т.е. стрела, а охотничьему поясу с пороховницей и патронта-шем - «саадак» (колчан). Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для пере-движения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые каму-сом.
Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хо-зяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с дере-вянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волося-ную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний под-ледный лов. Большое значение жителями тайги придавалось сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие - копалка о железным наконеч-ником - «озук».
Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту. Обработка шерсти, катание войлоков, выделка шкур были неотъемлемой частью всего комплекса домашних занятий арата. С домашними промыслами сближалось и кузнечное дело. Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделя-лись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Весь их инструментарий (наковальня, набор молотков и щипцов, меха из козьих шкур) был приспособлен к постоянным передви-жениям и быстрому развертыванию в любых условиях.

Традиционная одежда

Традиционная одежда тувинцев имела много общего с одеждой соседних бурят. У них также для мужского и женского комплекса одежды наиболее характерной частью был длинный халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой), подпоясанный матерчатым кушаком. Под халат надевались рубаха и штаны. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями. У тувинцев-тоджинцев основным материалом для одежды служили шкура и замша. Местами у них сохранялась одежда, напоминающая промысловую одежду эвенков.

Традиционные поселения и жилища

У тувинцев степных районов жилищем служила войлочно-решетча-тм юрта, подобная бурятской. Такие же юрты были характерны и для монголов, южных соседей бурят и тувинцев. В литературе этот тип юрты обычно называют монгольским. Тувинцы действительно иногда приобретали деревянные части юрт у монголов, но войлочные покрышки всегда делали сами. Внутреннее устройство юрты было однотипным.
У тувинцев таежных районов жилищем служил конический шалаш -«алачик», подобный эвенкийскому чуму. Зимой он покрывался оленьими шкурами, летом - покрышками, сшитыми из бересты, или кусками коры лиственницы. Диаметр такого шалаша достигал 5 м, а высота - 2,5-3 м. В шалаше, как и в юрте, очаг располагался в центре, правая половина считалась женской, левая - мужской. Вдоль стен по кругу размещалась утварь, среди которой было много предметов из бересты. Кровати в алачике не было, спали на полу на шкурах. Люльку, которая также делалась из бересты, привязывали к жерди алачика справа.

Пища

В пищевом рационе тувинцев основное место принадлежало мо-лочно-кислым и мясным продуктам. Особой любовью пользовался напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока - «хойглак», а также различные виды продуктов из створоженного молока (коровьего, оленьего, овечьего, козьего). Мясо большой частью употребляли в вареном виде, приготовляли мясные и кровяные колбасы. Зимой варили мясную похлебку, добавляя в отвар просо или сушеные клубни сараны. Поджаренные зерна проса ели с чаем, из проса варили каши. Чай пили с молоком, сливками, сыром и солью.

Социальная организация

У восточных тувинцев (тоджинцев) вплоть до начала ХХ в. сохранялись экзогамные роды (сёёк), следы родоплеменного деления существовали и у западных тувинцев.
В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины - семейно-родственные группы, включавшие обычно от трех до пяти-шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причем в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины.
Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920-х гг. среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многоженства. Сохранялся институт калыма.
Длительное существование населения Тувы в рамках феодальных политических образований Центральной Азии привело его к более четкому классовому размежеванию, чем у других народностей южной Сибири. На территории Тувы существовала феодальная собственность на землю (кочевья и пастбища) и крепостная зависимость живших на земле феодала-нойона крестьян-скотоводов - «аратов». Араты пасли скот нойона, обслуживали его хозяйство, поставляли ему скот и лошадей в виде оброка и несли ряд других повинностей . Сам феодал занимал лучшие земли владения, оставляя аратам на условии общинного пользования наименее продуктивные и труднодоступные. К числу феодальных собственников на территории Тувы принадлежали, кроме нойонов, также многочисленные буддистские монастыри - «хуре», в которых в начале XX в. насчитывалось более 5 тыс. лам.

Духовная культура и традиционные верования

В верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно-родового культа, который проявляется главным образом в почитании домашнего очага. У тувинцев сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное деление мира. До недавнего времени сохранялись отдельные черты промыслового культа, в частности проведение у восточных тувинцев «медвежьего праздника». Официальная религия тувинцев - ламаизм - в последние годы переживает возрождение. Вновь создаются ламаистские монастыри с монахами, получающими образование в религиозных центрах буддизма. Все чаще проводятся религиозные праздники.

Библиография и источники

Библиографии

  • Библиография Тувинской автономной области (1774–1958). М., 1959.
  • Библиографический указатель литературы об урянхайцах и их земле // Опыт исследования урянхайского языка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903. С. 1369-1524./Катанов Н.Ф.
  • Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944–1975 гг. Л., 1981./Андерсон.Т.В (сост.)

Общие работы

  • Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972. 324 с./Вайнштейн С.И.
  • Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 402 с./Потапов Л.П.
  • Этнография народов Сибири и Дальнего Востока. Л., 1987. 85 с./Гадло А.В.

Отдельные аспекты

  • Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ - ХХ в.) // Советская этнография. 1959. № 6. С. 80-86./Вайнштейн С.И.
  • К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев) // Советская этнография. 1964. № 2. С. 123-125./Вайнштейн С.И.
  • Пережитки общественно-родового быта у тувинцев в ХIХ - начале ХХ века (до 1917 года) // Советская этнография. 1951. № 4. С. 57-76./Дулов В.И.
  • Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. Кызыл, 1973. 78 с./Курбатский Т.Н.

Отдельные региональные группы

  • Тувинцы-тоджинцы: Историко-этнографические очерки. М., 1961. 218 с./Вайнштейн С.И.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Этнос: