Волкова Н. Г. Удины.

Версия для печатиВерсия для печати

Удины, уди, ути (самоназвание), народ в Азербайджане (6,1 тыс. человек), также в Грузии и России. Общая численность около 8 тыс. человек. Говорят на удинском языке нахско-дагестанской группы кавказского язык. Диалекты — варташенский и ниджский. Распространены также азербайджанский и армянский языки. Верующие — христиане (монофиситы и православные).

Удины — потомки утиев, одного из древнейших племён Восточного Закавказья. Постоянные миграции тюркских племён в Восточное Закавказье способствовали ассимиляции большей части удин, принимавших ислам и переходивших на азербайджанский язык. Часть удин, принявшая христианство (армяно-григорианская церковь), усвоила армянский язык и стала осознавать себя армянами. Потомки этих удин населяют село Нидж и частично город Варташен в Азербайджане. Православные удины сохранили самосознание, самоназвание, язык, в основном традиционную культуру.

Традиционные занятия удин — поливное земледелие, рисоводство, шелководство, в небольших размерах скотоводство, в Грузии — виноградарство. Из ремёсел наиболее развито гончарство (изготовление посуды и черепицы).

Сёла удин располагаются в предгорной зоне, имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад и огорожена плетёной или каменной оградой. Дома одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша двух- или четырёхскатная, соломенная, позднее — черепичная. В центре жилого помещения находился открытый очаг-костёр, в конце XIX века вытесненный камином с дымоходом; позднее появилась железная печь-времянка. К началу XX века появились каменные двухэтажные дома с галереей (эйван), с широкими застеклёнными окнами.

В конце XIX века одежда удин была аналогична одежде карабахских армян. У мужчин — чоха с газырями и широким вырезом на груди, под ней более короткий архалук, наглухо застёгнутый, со стоячим воротником, нательная рубаха гурат, штаны. Архалук подвязывали ремённым поясом с серебряными бляшками и кинжалом. На ногах — вязаные носки и обувь из сыромятной кожи (чарыхи), а также из более мягкой кожи (чусты и полусапожки). Головной убор — конусообразная овчинная папаха.

Женская верхняя одежда: широкие длинные штаны, очень широкая юбка, поверх которой архалук длиной до колен, со сборками в талии, с длинными разрезными по всей длине рукавами. Архалук подпоясывался широким серебряным поясом с крупной пряжкой, у менее состоятельных — матерчатым поясом (куштук). На ногах вязаные носки и чарыхи, у состоятельных удин коши (кожаная обувь на каблуке без задника). Женский головной убор состоял из нескольких платков, украшался на лбу серебряной цепью с серебряными монетами, у висков — полосками ткани с серебряными монетами. Замужние женщины закрывали нижнюю часть лица платком (яшмаг). Современные удины носят одежду городского типа.

Основу питания удин составляли растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб выпекали из пшеничной муки в печи торнэ. Большое место в питании занимали различные виды плова — из риса, фасоли, изюма, хурмы, каштанов, грецких орехов. Рис ели также с кислым молоком. Популярны были жареные и варёные каштаны, которые удины продавали скупщикам из Баку и Тифлиса. Из грецких орехов приготовлялось ореховое масло.

Много блюд из овощей, в том числе из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употреблялись дикорастущие зелень, фрукты, ягоды, особенно крапива и щавель, из которых готовили суп, начинку для хинкала (подобие пельменей). Важную часть питания удин составляли молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в том числе топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя были обязательны мясные блюда (чихиртма из курицы, голубцы с мясной начинкой и др.). Распространены были блюда из осетрины, севрюги, лососины, раков, миног. Напитки — настои из ягод, трав, водка из винограда, плодов груши, яблок, кизила, тута. Из сладких блюд — мёд, халва с мёдом.

В XIX веке у удин преобладала малая семья. Большие патриархальные семьи сохранялись в основном в Нидже. Браки были строго экзогамны: запрещалось жениться родственникам до 7-го колена. Нередки были национально-смешанные браки.

Н. Г. Волкова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с.558-559.

Этнос: