Грацианская Н. Н. Чехи (НиРМ, 2000)

Чехи, чеши (самоназвание), народ в Чехии (8,4 млн. человек, 1991; в прошлом в состав чехов включались группы, которые в переписи населения 1991 назвали себя мораванами и силезцами). Живут также в Словакии (53 тыс. человек), США (550 тыс. человек), Канаде (55 тыс. человек), Германии (27 тыс. человек) и др. Общая численность 10,38 млн. человек. Говорят на чешском языке западной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Основные группы диалектов: чешская, среднеморавская, восточноморавская, ляшская. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — главным образом католики, есть протестанты (последователи Евангелической церкви чешских братьев, лютеране и др.).

Славяне стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI—VII веках, ассимилировав остатки кельтского и германского населения. Письменные источники сохранили названия племён на территории Богемии (латинское обозначение Чехии): чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи. Самым сильным среди них было племенное княжество чехов. В IX веке Чехия входила в состав Великоморавской державы, к этому времени относится распространение здесь христианства из Византии. В конце IX — начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, включившее в X веке в свои земли Моравию. Со второй половины XII века Чехия в составе Священной Римской империи. Немецкая колонизация, проводимая чешскими королями, католическим духовенством и дворянством, привела к нарушению этнического единства страны, острым национальным противоречиям и наряду с другими причинами вызвала в первой половине XV века гуситское движение. В 1526 Чехия попала под власть Габсбургов, проводивших политику онемечивания чехов. К XVIII веку дворянство восприняло немецкий язык и культуру. В конце XVIII — первой половине XIX вв. пробуждается чешское национальное самосознание, возрождается чешский литературный язык, создаются национально-просветительные общества (так называемое чешское Возрождение). С распадом Австро-Венгрии в 1918 образовалось национальное государство чехов и словаков. В 1993 оно распалось на Чехию и Словакию.

В составе чехов выделяются областные группы. Различается традиционная культура сельского населения собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы (гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков).

Традиционное занятие чехов — земледелие (зерновые культуры, сахарная свёкла, кормовые культуры, хмелеводство, садоводство, овощеводство). Большую роль играет животноводство (крупный рогатый скот, свиноводство и птицеводство). Народные промыслы — изготовление изделий из стекла, керамики и фаянса, плетёных кружев, вышивка. Современные чехи преимущественно заняты в промышленности.

Более половины городского населения живёт в небольших городах с населением до 20 тыс. человек. Большинство из них возникло в средние века и сохраняет старую радиально-круговую планировку. Сельские поселения обычно рядовой, уличной или круговой планировки, в горных районах преобладает беспорядочная кучевая планировка. Сельские дома, как правило, обращены фасадом к улице, хозяйственные постройки располагаются под одной крышей с жилищем. Преобладают усадьбы закрытого типа с глухими воротами. Традиционный сельский дом состоит из трёх помещений: изба, сени-кухня и кладовая (комора). В сенях можно встретить так называемые чёрные кухни — каменные конусообразные помещения, куда выходит устье находящейся в избе печи. Старые постройки преимущественно срубные, крыши двускатные, полувальмовые, крыты соломой или дранкой. Щели стен замазывали глиной и красили в белый, жёлтый или голубой цвета. В безлесных районах ставили глинобитные дома, к концу XIX века широко распространились кирпичные постройки. Региональные различия сказывались во внешнем оформлении домов, в частности в окраске или орнаментальной росписи стен изнутри и снаружи.

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов до колен, жилета, верхнего суконного кафтана, женская — из длинной рубахи, корсета, широкой сборчатой юбки с большим количеством нижних юбок, фартука, чепца или платка на голове. Традиционную одежду чехи перестали носить уже в середине XIX века, но в некоторых районах она сохраняется. В Восточной Моравии и сейчас почти каждая деревня имеет свой костюм, отличающийся расцветкой и украшениями. Самый красочный — праздничный костюм области Подлужи. На юге Моравского Словацка женские и мужские сорочки украшают сплошной вышивкой и кружевом. Головной убор девушек — обтянутый красным материалом картонный усечённый конус, прикреплённый широкой лентой и бантом на темени. В Западной Чехии (в районе Домажлице) сохраняется праздничный костюм этнографической группы ходов: женская белая с широкими рукавами сорочка, красная гофрированная юбка, полосатый тканый передник, яркий корсаж, большой чёрный с красными цветами платок, завязанный особым способом на затылке.

Для чешской национальной кухни характерно обилие мучных изделий: кнедлики (вареники) из кислого или пресного теста, чаще всего с фруктовой начинкой, блины, лепёшки и т. п. Традиционное чешское блюдо — свинина с кнедликом и капустой. Множество сдобных булочек, калачей, пышек, печенья, пряников готовят по праздникам, на Рождество — особый сдобный хлеб. Распространённый напиток — пиво, а также чёрный кофе.

Семья малая. Чтобы не дробить земельные наделы, родители при жизни передавали хозяйство и дом старшему из сыновей (майорат), который обязан был взамен давать им ежегодно определённую сумму денег или часть урожая на содержание. Сохраняется старинная семейная обрядность, особенно свадебная. Руководят свадьбой "старосват" (или "дружба", "оратор") и "старосватка". Оратор произносил наставления, шутливые речи. Свадебные речи печатались отдельными изданиями уже с XVII века, а в середине XIX века издавались подробные руководства по празднованию народной свадьбы.

Чехи отмечают многие календарные праздники. Рождество празднуется с ближайшими родственниками, под украшенное рождественское дерево прячут подарки. Масленица ("мясопуст") отмечается в основном сельской молодёжью: ряженые с музыкантами ходят по домам с колядками, получая угощение, вечером устраиваются танцы в трактире. Веселье кончается шуточными похоронами символа Масленицы — контрабаса. В Западной Чехии устраивается пародийный "суд" над Масленицей — соломенным чучелом, которое приговаривается к смерти. Кульминация обряда — обвинительная речь "судьи" с шутливой злободневной критикой местных порядков. В городах сохраняется традиция костюмированных масленичных балов. На Пасху готовятся пышки и калачи, красятся пасхальные яйца. В пасхальный понедельник по традиции молодёжь хлещет друг друга прутьями и обливает водой. На майские праздники в деревнях и маленьких городах юноши ставят молодые деревца — "май" — перед домами девушек; самый большой "май" украшает центральную площадь. Торжественно отмечается также праздник окончания уборки урожая — дожинки.

Фольклор включает исторические песни и предания, сказки, баллады, песни, танцы: чешская полька, соуседка (вальс с хороводом), седлацка (кружение пары). Самодеятельные ансамбли народных инструментов (две скрипки, контрабас, кларнет, флейта, с конца XIX века — духовые инструменты) существуют в каждой деревне или городском квартале. Большой популярностью пользуется фольклорный фестиваль в городе Стражнице.

Н. Н. Грацианская

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 619-622.

Страны: 
Этнос: