Истомин А. А. Шошоны.

Версия для печатиВерсия для печати

Шошоны, шошони. 1. Группа индейских народов в США, говорящих на языке северных групп юто-ацтекской семьи — нумик, такик, тубатубал, хопи; ранее они выделялись в особую шошонскую группу. Группа нумик (от английского Numa — по самоназванию пайют и собственно шошоны) включает язык моно и северный пайют (подгруппа западных нумик), панаминт, шошони и команчи (подгруппа центральных нумик), ют, южных пайют, кавайису и чемехуэви (подгруппа южных нумик). На этих языках говорит большинство индейцев Большого Бассейна (пайют, собственно шошоны, юте, кавайису, восточные моно), некоторые народы Калифорнии (моначи, или западные моно) и Юго-Запада (чемехуэви), а также команчи, отделившиеся от собственно шошонов в конце XVII века и поселившиеся на Великих Равнинах.

Группа такик включает язык серрано, габриелино, китанемук, купеньо, кауильа, луисеньо, на которых говорили народы Южной Калифорнии (из современных — серрано, кауильа, луисеньо и другие). Группы тубатубал и хопи включают по одному языку: тубатубал, принадлежащий народу тубатубал в Калифорнии (бассейн реки Керн на западных склонах Сьерра-Невады), и хопи, на котором говорят хопи, народ группы пуэбло.

Выделение шошонской группы народов ныне устарело.

2. Собственно шошоны, нымы, нывы (самоназвание — "человек", "люди"), индейские народы, живущие в центральной и северо-восточной части Большого Бассейна и прилегающих областях. Делятся на западных, северных и восточных шошонов. Говорят на языке панаминт (западные шошоны-панаминт) и диалектах языка шошони (северные, восточные и большинство западных шошонов).

Западные шошоны традиционно обитали в районе Долины Смерти в Южной Калифорнии (группа панаминт), в Центральной и Северо-Восточной Неваде и около Большого Солёного озера на северо-западе современного штата Юта (группа гошиют, или госиют, и другие). Численность около 3 тысяч человек. Традиционная культура типична для индейцев Большого Бассейна (см. в статье Индейцы).

Занимались бродячим собирательством (семена, в том числе горной сосны, ягоды, корни, в районе Долины Смерти — стручки мескита; насекомые и их личинки, особенно чёрные мормонские сверчки), и охотой (горный баран, антилопа-вилорог, кролики и другие грызуны, водоплавающая птица). При собирательстве использовали палки-копалки, семявыбивалки, конические заплечные корзины и др. Было распространено плетение, делали грубую керамику. В отличие от северных и восточных шошонов не знали коневодства.

Малые семьи объединялись в локальные группы с неустойчивым составом. Брачное поселение амби- и неолокальное. Существовали левират, сорорат (в том числе сороральная полигиния), братская полиандрия, обмен сиблингами, у шошонов центральной Невады известно умыкание.

Распространён шаманизм; единственный церемониальный танец — Круговая Пляска.

Контакты с американцами с 1827, регулярные — с середины XIX века. Поддерживали мирные отношения с мормонами, поселившимися у Большого Солёного озера. Конфликты с другими поселенцами прекращены договором 1863. Во второй половине XIX — начале XX веках расселены в многочисленных резервациях на традиционных этнических территориях в штатах Калифорния, Невада и Юта.

Северные шошоны живут главным образом в резервации Форт-Холл на реке Снейк на юго-востоке штата Айдахо. Численность около 4 тыс. человек. Традиционно обитали в верхнем течении рек Снейк и Сэлмон (южная часть современного штата Айдахо).

Традиционная культура типична для индейцев Большого Бассейна с элементами культуры индейцев Плато. Занимались охотой (бизон, антилопа-вилорог, олень, горный баран), рыболовством (форель, лосось) и собирательством (семена злаков, корни, в том числе одного из видов валерианы, луковицы, в том числе камас). Развита выделка оленьих шкур, плетение, изготовление посуды из стеатита, было известно производство грубой лепной керамики.

Для социальной организации северных шошонов характерны группы с нестабильным составом и лидерством. В конце XVII века заимствовали коневодство, частично перешли к конной охоте на бизона (истреблённого на их территории к 1840), совершали охотничьи походы (часто вместе с салишами-флатхед) на восток за Скалистые горы, где враждовали с черноногими. В XVIII—XIX вв. на территорию северных шошонов мигрировала часть северных пайют (так называемых баннок), привлечённых возможностями конной охоты на бизона, которые, сохранив свой язык (северный пайют), жили мирно с северными шошонами (характерно двуязычие). Смешанные группы перешедших к конной охоте северных шошонов и баннок в долине реки Лемхай и в районе Форт-Холла испытали влияние культуры индейцев Великих Равнин (методы охоты, палатки-типи, головные уборы из перьев и др.). На время походов образовывали объединения с выборными вождями, советами и глашатаями. Безлошадные северные шошоны, обитавшие по склонам хребта Сотут (так называемые "едоки баранов"), жили мелкими рассеянными группами, как западные шошоны, занимались охотой на местных копытных и рыболовством.

Счёт родства билинейный. Семья малая, главным образом моногамная, встречалась неформальная полиандрия и сороральная полигиния, обычны левират и сорорат. Брачное поселение амбилокальное. Представление о собственности на природные ресурсы отсутствовало.

Традиционная религия — культы духов-хранителей, демиурга Аппы ("Отец"); главные мифологические персонажи — демиург Волк и трикстер Койот.

Контакты с американцами с начала XIX века. Расселение белых колонистов по территории северных шошонов с 1860-х гг. вызывало многочисленные конфликты, в 1878—79 — "войну баннок" и "войну едоков баранов". В 1867 создана резервация Форт-Холл (территория которой впоследствии неоднократно урезалась), в 1875 — резервация Лемхай, ликвидированная в 1907. Её жители переселены в Форт-Холл. В резервации северные шошоны и баннок окончательно смешались, употребляют оба языка, английский язык до 1960-х гг. знали плохо. Резервация получает доходы от сдачи земель в аренду.

Восточные шошоны живут в резервации Уинд-Ривер в штате Вайоминг. Численность 2,4 тыс. человек. Традиционная территория — район Скалистых гор на западе штата Вайоминг. Делились на "едоков горных баранов" (северные горные районы, в том числе по реке Шошони, притоку реки Бигхорн, до озера Йеллоустон на северо-западе) и "едоков бизонов" (южные районы, в том числе верховья реки Грин-Ривер). Традиционная культура представляет переходный тип от культуры Большого Бассейна к культуре Великих Равнин. Предположительно, появились в предгорной части Великих Равнин вместе с команчами около 1500, занимались пешей охотой на бизонов. В конце XVII века заимствовали у соседей коневодство и перешли к конной охоте на бизонов. Охотились также на оленя, бобра, горного барана, грызунов, занимались рыболовством (форель и др.) и собирательством (ягоды, луковицы камас и др.). Была развита выделка кожи, плетение, делали посуду из стеатита. На охоте зимой пользовались снегоступами. У "едоков горных баранов" сохранилось характерное для пеших охотников Великих Равнин использование собак для перевозки грузов — вьюком или с волокушей, на которой устанавливалась корзина или кожаный короб. Имели племенную организацию. Племя объединялось на время охоты на бизона, зимой распадалось на 3—5 групп с неустойчивым составом. Некоторые семьи присоединялись к другим племенам (например, кроу). Во главе племени восточных шошонов стоял выборный вождь, имевший временных помощников. Существовали большие семьи, известны полигиния, обмен сиблингами. Традиционные культы — шаманизм, духов-хранителей, верховного божества ("Нашего Отца"), были развиты церемониальные танцы (в том числе пляски Солнца и Отца). Существовало два военных общества: "Жёлтые макушки" (по выкрашенному в жёлтый цвет пучку волос), состоявшее из молодёжи и в походе шедшее в авангарде, и "Брёвна", состоявшее из мужчин среднего возраста и защищавшее арьергард. Вели непрерывные войны с соседями. В конце XVIII — начале XIX вв. из-за поражений в войнах с черноногими и потерь от эпидемий оспы отошли к западу. Во второй четверти XIX века перешли к союзу с белыми, участвовали на стороне США в войнах с другими индейскими народами. В 1868 создана резервация Уинд-Ривер. После истребления бизонов переживали упадок (с 1880-х гг.), численность сократилась. К середине XX века начался рост численности, миграция в города, в резервации возросло влияние арапахо. Занимаются сельским хозяйством, ремёслами, работой по найму. Сохранили язык, некоторые традиционные обряды и верования.

А. А. Истомин

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 647.

Страны: 
Этнос: