Персы (иранцы) — древний народ, создавший великую цивилизацию на Иранском нагорье в VI в. до P. X. После 300 лет процветания и завоеваний держава династии Ахеменидов со столицей в Персеполе простиралась от Индии до Эгейского моря, но к 330 г. до P. X. пала под ударами армии Александра Македонского. После этого персидское население оказалось в основном в составе державы эллинистического государства Селевкидов, потомков одного из полководцев Александра Великого. Наследником царства Селевкидов была Парфянская держава. В 227-229 гг. от P. X., когда Парфянское государство было истощено борьбой с Римской империей и внутренними смутами, тогдашний правитель одной из провинций, населенных персами, Арташир (Артаксеркс римских источников), сын Папака и внук Сасана, поднял восстание и в течение нескольких лет победил и лишил власти последнего парфянского владыку — Артабана V. Однако процесс формирования Сасанидского государства в его основных границах растянулся на несколько десятилетий и завершился уже в правление сына и наследника Арташира — Шапура I (241-272). Мощная персидская держава со столицей в Ктесифоне, управляемая шахской династией Сасанидов, была непосредственным соседом на востоке Римской империи и Византии. В IV — первой половине VII в. у власти в Иране стояли такие видные государственные деятели, как шахи Шапур II (309-379), Кавад, Хосров I Ануширван. В их правление не раз конфликт интересов между персами и византийцами приводил к продолжительным, изнурительным войнам за земли в Армении, Лазике и Месопотамии. В битве с персами в 363 г. погиб император Юлиан Отступник. Обе державы стремились также с помощью военной силы и дипломатических ухищрений получить преобладающее влияние на соседствующих с ними арабов, добиться господства в области Красного моря и в Восточной Африке. Однако при этом отношения византийцев с персами не имели непримиримого характера и основывались на взаимном уважении сильных соперников. Два государства подолгу пребывали в добрососедских отношениях, имели развитые дипломатические и торговые связи. Существенное значение на взаимное влияние Византии и Персии имел обычай усыновления главой одной из держав наследника власти другой, основывавшийся на теории братских отношений между государями. Так в 408 г. иранский шах Йездигерд I (399-421) усыновил по просьбе умирающего восточноримского императора Аркадия (383- 408) его малолетнего сына — императора Феодосия II (402-450). Шах Хосров II Парвиз (591-628) был усыновлен в конце VI в. императором Маврикием (582-602), и одной из жен Хосрова II была, вероятно, дочь Маврикия Мария. Византия и Иран признавали свое равное значение по величию и славе. После падения Западной Римской империи в 476 г. только Византия и Иран по праву считались мировыми державами, и Хосров II Парвиз в послании к императору Маврикию сравнивал Византию и Иран с двумя глазами, несущими свет миру. Константинополь и Ктесифон пристально следили за событиями в земле соседа, нередко вмешивались в дела друг друга, что отразилось на их государственной политике, военном деле, культуре и экономике. Например, у персов шахом Хосровом I была установлена налоговая система по византийскому образцу, там пользовались большой популярностью византийские врачи, строители и ремесленники. Со времен шаха Фируза (459-484) персы, как правило, весьма уважительно относились к христианству, и христианские епископы, вследствие этого, нередко выступали посредниками на переговорах между Византией и Ираном. В свою очередь персидский придворный церемониал оказал сильное влияние на византийскую обрядность. От персов заимствовали византийцы пристрастие к обилию пряностей в пище, роскошь в облачении и обстановке дворцов своих императоров и вельмож, многие виды одежды и восточную пышность в стиле ремесленных изделий, прежде всего ткачей и ювелиров. Из Персии в империю пришла аристократическая мода на игру в поло. При этом взаимном уважении византийцы считали персов неисправимыми гордецами, а сами порицались персами за коварство и двуличие. В начале VII в. отношения между Персидским царством и империей резко ухудшились, началось затяжное военное противостояние по причине непомерных амбиций шаха Хосрова II Парвиза. Персы попытались использовать время смут и гражданских войн в империи, чтобы уничтожить Византию и добиться мирового господства, но император Ираклий I (610-641) сумел добиться перелома в затяжной войне с Ираном. В итоге Византия одержала безоговорочную победу, а государству Са- санидов был нанесен сокрушительный удар. Но обе мировые державы были ослаблены настолько, что не сумели противостоять появлению и росту могущества третьей силы — Арабского халифата. Результатом наступления арабов стала потеря всех территорий империи в Африке и на Ближнем Востоке, а также гибель державы Сасанидов и включение ее территории в состав Арабского халифата.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.186-188.