Сирийцы — народ семитского происхождения, говоривший на сирийском языке, относящемся к группе арамейских языков. Несколько римских императоров были сирийцами по происхождению: Гелиогабал, Александр Север и Филипп Араб; сирийцами были римские писатели Мелеагр и Лукиан Самосатский, а также Татиан, писавшие преимущественно по-гречески. С I в. среди сирийцев стало распространяться христианство, окончательно утвердившееся к концу IV в. Известно, что уже Авгар IX (179-216), правитель восточносирийского царства Осроена, был крещен. Сильное царство с центром в Пальмире создали сирийцы в III в. от P. X., объединив к 270 г. Сирию, Египет и Малую Азию. Его царица Бат-Заббаи, которую греки именовали Зенобией (270-272), была сильнейшим противником Римской империи на Востоке. Хотя сама Зенобия оставалась язычницей, она позволяла христианскому епископу и еретику Павлу Самосатскому играть роль первого человека в Антиохии. В IV-V вв. появилась самобытная сирийская христианская литература, занявшая второе по значению место на христианском Востоке после духовной литературы на греческом языке. Самым значительным сирийским поэтом IV в. был св. Ефрем Сирин (Афрем), получивший прозвище «Арфа Святого Духа»; он оказал огромное влияние на духовную поэзию Византии, а сам считался «пророком сириян». Широкоизвестны были на Востоке также произведения сирийцев Вардесана (Бар-Дайсана), Иакова Афраата (Афрахата), Куриллона и Филоксена Маббогского (Ксенайи). В целом сирийская христианская культура изначально играла важную посредническую роль: сначала между Римской и Византийской империями и Персией, а затем между Византией и Арабским востоком. До прихода арабов Западная Сирия находилась в границах империи, а Восточная Сирия принадлежала сасанидскому Ирану. На рубеже IV-V вв. при римском императоре Феодосии I (379-395) и императоре Восточной Римской империи Аркадии (383-408), территория расселения сирийцев включала в себя полностью либо частично провинции диоцеза Восток: Первую и Вторую Сирии, Финикию Ливанскую, Осроену, Евфратисию, Аравию и Вторую Палестину. Крупные сирийские диаспоры существовали в Риме, Александрии и Константинополе. Сирийская Церковь в то время в Иране имела своих мучеников. Например, христианская дева Тарбо с подругами была обвинена в «наведении порчи» на шахиню; все они отказались отречься от своей веры и за это были заживо распилены пополам. В то же время христианские иерархи из Восточной Сирии нередко участвовали в дипломатических миссиях в Византию, исполняя поручения иранских шахов. Шахиншах Йездигерд I посылал главу Сирийской Церкви в Иране Ябала ху I с посольством к императору Феодосию II в 417-418 гг.; сирийский епископ Варсума (Бар Саума) участвовал в переговорах по установлению византийско-иранской границы во второй половине V в.; высшие сирийские иерархи составляли посольство шахини Буран к византийскому императору Ираклию I в 630 г. Сирийских переводчиков использовали и византийцы, и персы, сирийские купцы торговали по всему Средиземноморью. Торговые колонии сирийцев существовали в VII в. на протяжении всего Великого шелкового пути. Большие сирийские христианские общины имелись в Китае и на Малабарском побережье Индии. Множество лиц сирийского происхождения сыграли важную роль в истории Византии. Сирийцем был знаменитый хронист Иоанн Малала, уроженцем сирийского города Дамаск был великий византийский богослов Иоанн Дамаскин. С 30-х гг. VI в. Сирийская Церковь, в которой в течение почти 100 лет вызревала ересь монофизитства, окончательно откололась от Вселенского Православия. Сирийская Церковь получила наименование яковитской по имени Якова Барадея, епископа Эдессы, от которого пошла иерархия сирийских монофизитов. С середины VI в. яко- виты имеют свой патриархат. В 636 г., в результате арабских завоеваний, византийцы потеряли большую часть территорий, населенных сирийцами, а к концу XII в. — весь Ближний Восток. Вследствие проводимой мусульманскими завоевателями политики насильственной исламизации большая часть сирийцев приняла ислам и была ассимилирована арабами. Меньшей части сирийцев, которые остались христианами, удалось сохранить свой язык и культуру.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.300-301.