Васильева Г. Я. Туркмены (Бсэ).

Версия для печатиВерсия для печати

Туркмены (самоназв.- туркмен), нация, осн. население Туркм. ССР, где численность Т. составляет 1416,7 тыс. чел. (1970, перепись). Живут также в Узб. ССР, Тадж. ССР, на Сев. Кавказе, в Астраханской обл. и ряде городов РСФСР. Общая численность в СССР - 1525,3 тыс. чел. (1970). За рубежом большие группы Т. живут в Афганистане и Иране (св. 750 тыс.), араб. странах Передней Азии (св. 150 тыс.) и в Турции (ок. 80 тыс.). Говорят на туркменском языке. Антропологически Т.- европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Верующие Т.- мусульмане-сунниты.

Наиболее раннюю основу в этногенезе Т. составили древние местные ираноязыч-ные дахо-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних гос-в - Маргианы, Парфии и Хорезма. В сер. 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9-11 вв.-огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе Т. Процесс формирования туркм. народности в основном завершился в 15 в., когда сложившиеся после монг. завоевания новые плем. объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков.

Вплоть до 20 в. у Т. сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, са-рыки, гоклены и чаудоры.

Социальные отношения Т. во 2-й пол. 19 в. (накануне присоединения к России) были патриархально-феодальными. По-литич. и экономич. разобщённость (у Т. не сложилось своего гос-ва) и ряд др. причин способствовали консервации ар-хаич. родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти плем. и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями - феодалами для эксплуатации своих сородичей. В 80-х гг. 19 в. Туркменистан был присоединён к России. В результате включения его в орбиту общероссийского экономич. развития здесь возникают зачатки капиталистич. отношений.

Для х-ва Т. в дореволюц. время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при к-ром жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомры). Однако у нек-рых племён, живших в оазисах [емрели, карадашлы (языр), нохурли и др.], преобладало земледельч. х-во (пшеница, джугара, хлопчатник, бахчевые), другие племена (игдыр, эта и т. д.) занимались преим. скотоводством (овцы, верблюды и лошади). После Окт. революции 1917 терр., населённая Т., входила в состав Туркестанской АССР, Хорезмской и Бухарской народных советских республик, в 1924 в результате национально-государственного размежевания сов. республик Ср. Азии была создана Туркм. ССР в составе Союза ССР.

За годы Сов. власти в ходе социали-стич. строительства в х-ве и культуре Т. произошли коренные изменения. Туркм. ССР стала индустриально-аграрной республикой. Появились новые отрасли пром-сти: нефтеперераб., химич., газовая, цементная, стекольная и др. С. х-во механизировано; осн. культуры: хлопчатник и зерновые, имеются бахчеводство, садоводство, виноградарство, развиты также животноводство (особенно каракулеводство), шелководство, ковроткачество. В прошлом экономически и культурно отсталая страна стала республикой высокой культуры. Получили развитие нац. лит-pa и иск-во. В результате социалистич. преобразований Т. сложились в социалистич. нацию. Об истории, экономике и культуре Т. см. также в ст. Туркменская ССР.

Т. за рубежом (в Иране, Афганистане, Турции) являются нац. меньшинством, сохраняя в образе жизни и в социальной структуре черты патриархально-феод. уклада.

Литература:

Бартольд В. В., Очерк истории туркменского народа, Соч., т. 2, ч. 1, М., 1963;

Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963;

История Туркменской ССР, т. 1-2, Аш., 1957.

Г. Я. Васильева.

Этнос: