Бежтинцы, бежтины (самоназвание), хьванал (аварское, "лошадники"), капуча (грузинское), народ в России (8 тыс. человек). Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. человек). Общая численность 9 тыс. человек. Говорят на бежтинском языке. Распространены аварский, русский, грузинский, цезский, гунзибский, гинухский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.
На своей этнической территории живут со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Капучинцы ("земля Кафучи") упоминаются в арабских географических сочинениях X века. Входили в состав военно-политического союза Дидо, с XV века — в Анцухо-Капучинский союз конфедерации Антль-Ратль. С XVIII века союз распался на Анцухский и Капучинский союзы сельских общин, в последнем были объединены бежтинцы и гунзибцы. Поддерживали тесные экономические и военно-политические связи с Грузией, с XVI—XVII вв. в Грузии живёт часть бежтинцев.
После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В советское время часть бежтинцев переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком.
Основные традиционные занятия — отгонное животноводство (главным образом овцеводство, также крупный рогатый скот, козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, овёс, бобовые, чеснок, табак). В советский период увеличились площади под зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (главным образом на Кумыкской плоскости).
Семья преимущественно малая, до 30—40-х годов XX века бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется определенное значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Бежтинцы были организованы в общины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимства, куначества.
Поселения двух типов — селение и хутор (до 40—50-х годов XX века). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, подступы охранялись многоярусными болевыми башнями. Традиционное жилище — прямоугольное, каменное 2—3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у отдельно стоящих построек двускатные. Традиционные открытые лоджии вытеснены крытыми галереями.
Мужская традиционная одежда: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, кожаная, войлочная обувь на деревянной подошве. До второй половины XIX века носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и бороду. Женская одежда: различные платья-рубахи, платья, длинные штаны, матерчатый пояс-повязка, чепец-накосник чухту, платки, шали, разнообразные серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин.
Традиционная пища мучная и мясо-молочная: различные хинкалы, лепёшки, пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги.
Отмечаются мусульманские и календарные праздники, характерны увеселительные собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т. д. передаются на аварском и бежтинском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохранились обряды вызывания дождя, солнца и т. п., элементы поклонения небу, светилам, вершинам, водоёмам, рощам и т. д., вера в джиннов, духов-покровителей, злых духов и т. д.
С. А. Лугуев, Д. М. Магомедов
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 89.