Левицкий В.А. Эти полудикие племена считали себя в полузависимости от Турции

Версия для печатиВерсия для печати

За войну довольно часто и наша, и иностранная печать особенно подчеркивала зверства, которые чинились турецкими войсками над христианским населением, главным образом над армянами. Да, эти события не подлежали никакому сомнению, так как в их наличии приходилось не раз лично убеждаться. Но если стать беспристрастным следователем над всем увиденным и услышанным, то без труда можно установить, что в большинстве случаев виновниками их были курды. Последние очень часто многими из нас, вследствие слабого знакомства с этнографией занимаемой нами неприятельской территории, смешивались с турками. Курды уже по происхождению не имели ничего общего с турками 5. Как приходилось слышать, это были осевшие в горах Агрыдага, Соганлуга, Азербеджина 6 и частью в самой Малой Азии арийские племена, которые впоследствии смешались с новыми народностями 7. Эти полудикие племена считали себя в полузависимости от Турции. Они управлялись мелкими князьками, так называемыми беками, напоминавшими системой управления средневековых феодалов. Обязанности курдов в отношении турецкого государства состояли в том, что их беки должны были ежегодно выплачивать властям в качестве налога определенную денежную сумму, а на случай войны обязывались выставить несколько тысяч иррегулярной конницы (гамидие *).

С началом военных действий с Турцией мы имели против себя до 10 тысяч курдской конницы, оперировавшей на многих направлениях нашего фронта. Эта внушительная, на первый взгляд, сила в боевом смысле не представляла чего- либо серьезного. В бою они не выдерживали ни сильного огня, ни атак, а действия их, хотя и руководимые турецкими офицерами, отличались беспорядочностью и неустойчивостью. Но зато они были опасны внезапностью, жестокостью и вероломством. Пользуясь растянутостью нашего фронта, где местами вместо войск приходилось ограничиваться лишь наблюдениями, они часто пробирались к нам в тыл с целью набегов. О каком-либо их рыцарстве или их гуманности говорить не приходилось. Боясь столкновения с нашими войсками, они объектом своих действий выбирали у нас, и у себя же в тылу мирное христианское население, которое беспощадно истреблялось, села уничтожались огнем, а скот угонялся. На эти бесчинства турецкие военные власти смотрели сквозь пальцы, и если ими и принимались какие-либо меры, то они носили только половинчатый характер. Насколько нам казалось, турецкое правительство умышленно не предпринимало против курдов этой своего рода вольницы репрессивных мер, боясь таким образом их восстановить против себя, что в военное время считалось крайне невыгодным.

Курд и характером, и внешностью не похож на турка. В противоположность мягким чертам турка — курд обладал суровым взглядом, а большой орлиный нос придавал его лицу какое-то хищное выражение. Курд высок ростом, крепкого телосложения. Столетние старцы у них не редкость. Интересно заметить, что среди массы курдов, которые преимущественно были жгучими брюнетами, можно было встретить, особенно среди женщин, светлых блондинок с голубыми глазами.

Курды большей частью мусульмане, но у них масса сект кмитского и суницкого толка, причем есть секты с примесью христианского вероучения 8. Есть даже одна секта, где в религиозный культ взято поклонение дьяволу **. Сами сектанты объясняют свое веровоззрение так: «Доброму Богу нет смысла молиться, так как он по безграничной доброте своей зла человеку не сделает. А вот если злому Богу не поклониться, то он, наверное, чем-нибудь да напакостит». Курд лицемерен, мстителен и с явными грабительскими наклонностями. Он не любим всеми окружающими его народностями, не исключая и самих турок. Само название «курд», как пришлось это слышать у местных жителей, было дано турками и в переводе означало «волк» ***.

Характер курдов мы, служившие до войны на границе с Турцией, отлично знали. Они нередко производили набеги и на наши пограничные деревни с целью грабежа и увода окота. Способ борьбы с ними был особый. Агентурной разведкой точно выяснялось, когда и где должны пройти шайки курдов. В намеченном месте им устраивалась засада, и они жестоко наказывались. Только такая карающая десница отбивала у них надолго желание переходить границу.

Примечания

*  Курдская конница в мирное время содержалась в ограниченном размере.

**  Подобные секты можно наблюдать в Персии и в некоторых частях Азии.

***  Назвали это правильно. По всей вероятности, слово «курд» происходит от старого названия этой нации «кардух».

5. Курды — иранский народ, представляющий совокупность многочисленных племенных групп, расселенных главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделен между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Турецкий язык относится к тюркской ветви гипотетической алтайской семьи языков.

6.Вероятно, речь идет об Азарбайджане (не путать с Азербайджаном), западной части Ирана.

7. Происхождение курдов представляет очень спорную проблему.

8. Большинство курдов — мусульмане-сунниты. Наиболее своеобразной курдоязычной конфессиональной группой являются езиды, исповедующие синкретическую религию, Что подразумевается под выражением «кмитский толк», не очень понятно.

Левицкий В.А. На Кавказском фронте Первой мировой. Воспоминания капитана 155-го пехотного Кубинского полка. 1914-1917. М., 2014, с. 274-276.

Страны: 
Этнос: