Серегичев С.Ю. Бедуины

Версия для печатиВерсия для печати

Бедуины (от араб. Бадаун, мн. число «бадауин» - «обитатели пустыни») – кочевые и полукочевые арабы-скотоводы Передней Азии и Северной Африки, занимавшиеся разведением верблюдов, овец, коз. Традиционными местами обитания бедуинов считаются государства Аравийского полуострова, Ирак, Сирия и Иордания. Родиной бедуинов принято считать Аравийскую пустыню.

Своим происхождением бедуины обязаны одомашниванию верблюда, без которого невозможно было выжить в суровых пустынных условиях: аравийский одногорбый верблюд может обходиться в жару без питья 4-5  суток и нести при этом до 250 килограмм груза, верховой верблюд беговой породы способен за сутки пробежать 120-130 километров, а на коротких дистанциях развивает скорость до 20 километров в час.

Образ жизни современных бедуинов за некоторыми исключениями (автомобиль вместо лошади, автоматы вместо луков и т.д.) в целом остается таким же, как и тысячелетия назад. Основой бедуинского уклада жизни является семья, она же низшая ячейка племени. Несколько семей близких или дальних родственников, помнящих или знающих общего предка, составляют узкую родовую группу. Широкая родовая группа охватывает семьи, объединенные отдаленным родством. Чаще всего ее именуют «ашира». Ее члены связаны строгими обязательствами взаимопомощи и взаимоответственности. Во главе аширы стоит шейх (старейшина), реже акыд (военачальник). Ашира также имеет своего знатока и толкователя обычного права. У каждой аширы есть собственное имя, тамга (родовой замок), военный клич, нередко родовое кладбище.

Несколько ашир, связанных вымышленными генетическими или фактическими родственными отношениями, а также политическим или военным союзом, образуют подплемя. Следующей ступенью является племя – кабила (кабиля). Они имеют свою территорию, некоторые диалектные особенности в языке, специфические черты быта, культуры, верований, свою тамгу и военный клич. Соплеменники считают себя родственниками, ведущими происхождение от одного предка. Во главе племени, как и ашира, стоит шейх, имеется также акыд и несколько знатоков обычного права – арифов.

Группировки племен формируются по этническому (родственному) признаку, а также по военно-политическим соображениям. Отношения между родственными племенами регулируются нормами обычного права – урфа.

Отношения между различными родоплеменными подразделениями, как в древности, так и сейчас, регулируются прежде всего с помощью ключевого инструмента обычного права – кровной мести (сар). Как правило, обычай кровной мести охватывал родственников до пятой степени родства. Существует возможность договориться об уплате выкупа. Если убитый не принадлежал к шейхской верхушке, то его родственники охотно соглашаются на выкуп.

С.Ю. Серегичев

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 410-411.

Литература:

Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. Ислам в Аравии 570-633. М., 2000.

Васильев А. История Саудовской Аравии (1745 – конец XX века). М., 1999.

Этнос: